Сибирские огни, 1985, № 10
творение о том, что знамя Куликова поля яадобно не для воспоминаний, а для того, чтобы «латать дыры» сегодняшнего миро воззрения. Естественно и то, что только в последние два года появилось больше пересказов «Слова о полку Игореве», чем за все последнее столетие. Эта же мужест венная памятливость свойственна и стихам о предшественниках в поэтическом освое нии русского самосознания (никогда не бы ло, чтобы столько стихов появлялось о Пушкине, Державине, Карамзине, Тютче ве), и стихам о ближнем, вчерашнем и позавчерашнем деревенском детстве. В элегиях о родных полях или москов ских переулках слышно невольное и такое понятное желание на мгновение остановить время, преодолеть его власть силой воспо минаний и вернуть ушедший день. Иногда поэт при этом надеется на слово больше, чем оно дает к тому оснований, и призыва ет прошедшее настойчиво, до досады, что часто сбивает его голос и делает или старомодным, или раздражительным, увле- каюшим поэзию в уже несвойственные ей пределы. Наиболее верный «рецепт» воссоедине ния минувшего и становящегося видится мне вот в этой посылке В. Кострова: Пора от печки танцевать. А не тужить и горевать Н ад непреложным содержаньем. Пред этой древнею страной. Как перед совестью больной Очиститься переживаньем. «От печки»-то танцуют многие поэты, а вот до «очищения переживаньем» дело до ходит не всегда, между тем как «содер жанье» действительно непреложно и тут уже вздохов недостаточно, а надо к осмыс лению подвигаться, к пониманию сущно стей, к выбору верного этико-философского направления. «Больная совесть» — качество отличное, здоровое и необходимое для нормального развития как отдельного человека, так и народа. Хотя — вот странности русских полярностей! — прав и В. Леонович, кото рый после долгого и резкого монолога о судьбе родного городка, от которого только колокольня торчит посреди нового моря горьким памятником жившим здесь поко лениям, вдруг все-таки заключит: О днако я себя ловлю на сетовании бесполезном — не то в характере народном: за легкость я его люблю. «Легкость», может быть, и не совсем то слово, но что разумеет поэт, вполне понят но. Жизнь не останавливается, и много еще чего не досчитается человек из своего наследия, но не ожесточится и не позабу дет своего лица благодаря вот этой «лег кости», позволяющей душе сберечься в све те, потому что есть в характере народном крепкая умная жизнестойкость. Если волею обстоятельств или противоречий обществен ного развития русский человек далеко ока жется занесен от малой своей Родины, деревни своей, городка, от всей этой жиз ни, полной таких родных мелочей, то он и тут сиротою себя не почувствует, обойдется и без дорогого быта, потому что искони «...в России, между прочим, быта и в помине нет» (О. Чухонцев), и в чистом поле по среди неуютной осени следом за тем же О. Чухонпевым скажет: «Господи, как мало надо — слякоть, грязь, а сердце радо в первый ли, последний раз». Была бы большая Родина здорова и на пользу были бы ей твои малые утраты и чиста была бы твоя совесть перед этой Ро диной, а жизнь, как это особенно хорошо высказали поэты, чье детство было пере сечено войной и кто на своей судьбе познал трудную правду воскрешения света в своей земле,— все преодолеет и сохранит свою поэзию. Мне кажутся мудро глубокими внешне такие бедные строки Т. Глушковой, где эта правда сформулирована с большой сердечной простотой: Я заведу зеленый огородец, я маков цвет на грядках разведу. И буду думать: вот скрипит колодец, вот плещет гусь на солнечном пруду. Пускай моей подругой будет ива, пускай дрожит сердечком бересклет. Я не знавала жизни сиротливой: таким был людным этот белый светі.. И поэтесса делает из обычных размыш лений об этих «малостях», которые она всегда пишет так любовно-бережно, так благодарно-подробно, вполне естественный вывод: Я так скаж у — что этот мир древесный напрасно ты желаешь разделить на то. что — песнь, н то. что было песней, на речь — и то, как надо говорить. Это ведь прямое продолжение дорогого завета Твардовского — петь, памятуя о родной земле, а тут они уже и не мыслятся порознь — земля и песня, а так сцеплены, что песнь и речь только и возможны при неразъединимом слиянии с родным миром, словно сама Родина говорит устами поэта, а он только нежный, послушный ее инстру мент. Это послушание, это слышание сердцем так сродняет поэта с милой землей, что о чем бы он потом ни писал, а уже будет во всем русский, и хотя бы даже и ни разу слово Родина не помянул, хотя бы горько думал только о миновавшей любви или одиночестве, он все равно будет вызывать в памяти то народно-живое общее чувство, по которому мы заключаем о национальном характере поэта и его умении делать свое поэтическое дело с настоящей ответствен ностью перед поэтической русской тради цией. Этот живой и верный путь не кон струирования мысли, а ее поэтического переживания, неразделимости «песни и то го, что было песней» осваивается и новым поэтическим поколением, о чем говорил за одним из «круглых столов» альманаха «Поэзия 83» В. Урусов: «Надо искать путь от сердца к делу, а не наоборот. В книге должна быть только правда,— синтез прав- чы и искусства, а не голословные формулы и рифмованные намеки». Это должно быть в любой теме, но более всего именно в раз говоре о Родине, где мул^ество и истина должны сначала стать, по слову Брюсова, «поэтическими идеями», выразить которые возможно «только сопряжением слов и звуков».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2