Сибирские огни, 1985, № 10
извините, на то, что повесили на стену. У него своя железная логика: не хочешь — не бери. Транспорт этот ловкач тоже най дет, и люди найдутся, которые, за мзду, разумеется, всякими правдами и неправда ми помогут ловчиле. При это еще и оправ дание найдут — помогаем, дескать, разви вать торговлю, снабжать население. Экономическое мышление, и в этом А. Никитин прав, должно быть направлено в другую сторону. Нужно, чтобы вышли на рынок колхозы и совхозы со своей продук цией. Вот тогда частник будет прижат и не выдержит конкуренции. Тогда и садоводу- любителю не стыдно будет сбыть излишки своей продукции по тем же умеренным ценам, и нравственный барьер будет пре одолен. Третий сектор открывает и еще одну грань. У нас в стране много людей, кото рые любят именно деревенское дело: ска жем, выращивать гусей, уток, кроликов, поросят. Почему не дать им такую воз можность? А. Никитин ведет речь и об этом, рассказывая о семье москвичей Шановых. Он — кандидат наук, начальник крупного КБ, она — учительница и весь свой доволь но длинный отпуск проводит с детьми в деревне. Так отдыхают многие, но здесь особая ситуация. Шановы не просто живут в дерев не, наслаждаясь ее прелестями, они серьез но помогают ей быть кормилицей. С этой целью купили с разрешения совхоза старый домик, стали трудиться, и заросшая бурья ном и крапивой усадьба преобразилась. Здесь появились грядки с ягодой, неболь шая тепличка, стали расти картофель и овощи. Шановым директор совхоза предложил взять на доращивание гусят, весивших всего по 700 граммов, и они согласились взять вначале сотню, а затем полторы. И вот уже два года занимаются гусеводством. За отпуск Шановы заработали 190 рублей, а хозяйство получило заметное количество хорошо откормленных гусей, которые к кон цу лета достигли веса до 3,6—3,8 килограм ма. Как видим, людей материально заинте ресовали, но не в этом главная суть, она — в новом взгляде на деревенский труд со стороны горожанина, позволяющем по- новому вникнуть в известное положение Ф. Энгельса, чтобы и «в земледелии, и в промышленности существовало возможно большее чередование занятий для каждого отдельного лица...», чтобы создавались усло вия, когда «каждый член общества занима ется и земледелием, и промышленностью» Автор видит и трудности на этом пути. Взять хотя бы такой вопрос, как приобрете ние в деревне заброшенных усадеб с дома ми. Ведь по существующему положению этого, делать нельзя, и директор совхоза пошел на риск, разрешив Шановым купить в деревне дом и иметь там усадьбу. По мнению А. Никитина, «назрела необходи мость делать подобное не в порядке исклю чения, а на законных основаниях и обяза тельно с согласия колхоза и совхоза, чтобы моральная сторона дела была соблюдена». Люди не ради приобретения какого-то но вого недвижимого имущества тянутся в де- ' К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч.. 2-е изд., т. 20. с. 304. ревню, а дабы помочь ей внести свой по сильный вклад в ее многотрудные заботы. Тогда все будет оправдано, и с неожидан ной стороны откроется обратный процесс — возвращение людей снова на село. А как сами селяне относятся к своему главному делу — выполнению Продовольст венной программы? Этот вопрос поднимает ся во многих очерках, их авторы стремятся проследить те перемены, которые происхо дят после майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС. И во многих публикациях прослежи вается одна и та же мысль: экономическое мышление заставляет по-новому взглянуть на коллективные формы организации труда, среди которых выделяется БРИГАДНЫЙ ПОДРЯД Когда просматриваешь публицистику последнего времени на сельскую тему, не вольно вспоминаются беседы с Василием Дмитриевичем Смирновым, старшим науч ным сотрудником института экономики и организации производства Сибирского отде ления АН СССР. Василий Дмитриевич — из тех людей, которые любят начатое дело довести до конца. По заданию руководства института он взялся провести социально- экономический эксперимент — внедрить бригадный подряд в колхозе «Путь к ком мунизму» Косихинского района Алтайского края. Спустя некоторое время, когда об экспе рименте писала «Комсомольская правда» и другие газеты, В. Д. Смирнов рассказывал: — Вы знаете, на ферме у меня пошло без особых осложнений. Доярки дружно ухва тились за хозрасчет. Он им понравился. И лимитные книжки тоже. Ввели мы их здесь без особого труда. Что это за книжки? На первый взгляд, казалось, новшества особого в них нет, зато учет налицо. Выдается дояр кам на год лимит на заработную плату и на прочие расходы по ведению хозяйства, ска жем, на ремонт доильного аппарата, меха низмов по навозоудалению и т. д. Все в них учитывается. Это как бы своего рода аванс под будущую зарплату, которая оценится по конечному продукту: сколько и какого качества молока сдает каждая ' доярка и ферма в целом. — И что же это дало? — спросил я Василия Дмитриевича. — Люди по-хозяйски стали относиться к каждому рублю, каждой копейке. Раньше, скажем, как было: пришел электрик, сколь ко он лампочек заменил, какой мощности поставил, какое время на это затратил — никому никакого дела нет. А теперь все по- иному. Бригадир берет лкмитную книжку и выписывает за проделанную работу столь ко, сколько она и стоит, и ни копейки боль ше. Потому что денежки после введения лимитных книжек стали не какими-то обезличенными, а своими, кровными; если где-то перерасход, то, в конце концов, себя же и накажут — меньше получат оплату по конечному результату. И люди стали эко номить, все, а не только бригадир,'— где не нужно, выключат свет, приведут в поря док доильный аппарат, чаще и придирчивее заглядывают в сводку надоев. Все это вспомнилось, когда я читал уже упомянутый очерк В. Колобова «Воспитай
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2