Сибирские огни, 1985, № 10
всего не экономическая, а моральная сто рона дела. У В. Колобова в описанной сцене на пер вый план выступает такая важная деталь, как личный пример, ответственность руково дителя. Ведь во главе бригады кормозаго- товителей был сам парторг хозяйства. И когда первый секретарь, увидев вы шеописанную картину, от которой его «аж в озноб шибануло», спросил: «А где же ваш старший?»— ему ответили: «Сено себе косит». Говоря об экономическом мышлении, нельзя, как видим, забывать и о нравствен ности. А то порой сталкиваешься с утверж дением, что все, дескать, можно решить экономической заинтересованностью. Все ли? А куда тогда, позвольте, девать, моральные стимулы, такие, как энтузиазм, коллективизм? Вспомним В. И. Ленина, его знаменитую формулу: энтузиазм плюс ма териальная заинтересованность. Люди хотят справедливости во всем — и в большом и в малом. И это не экономи ческая, а, скорее всего, нравственнная потребность. В том же очерке «Воспитай хозяина» эта черта тонко подмечена. Не ладят между собой доярки двух ферм. На одной надои выше, на другой ниже. В чем дело? Оказывается, там, где ниже на дои, ц условия производства хуже. В не равных условиях работают доярки, отсюда - и настроение у отстающих плохое, так как чувствуют они несправедливость по отно шению к ним. И это сказывается на их отношении к труду, на дисципл. :е. Можно, конечно, пожурить людей за то, что ушли раньше вре.мени на отдых, оста вили в проходе неубранные фляги, доиль ный аппарат, кучки сена у кормушек, можно пристыдить и молодую коммунистку, которая не должна бы идти на поводу отсталых настроений. Но поможет ли все это делу, наладит ли здоровый микрокли мат? Вряд ли, так как не устранено будет главное — неодинаковые условия труда" как причина несправедливости. Нравстренные аспекты здесь явно пере кликаются с экономическими. За каждой цифрой надоя, намолоченного зерна, ско шенного сена стоит человек, который хочет, и вполне законно, видеть во всем справед ливость, хорошо отлаженный хозяйствен ный механизм. В том же очерке В. Колобо ва есть поразительный пример. Ударница из колхоза «Россия» имеет в группе 40 ко ров, получила от каждой в среднем по 2419 килограммов, что составило в год 963 цент нера, а ее среднемесячный заработок — триста девятнадцать рублей. А на той же Рязанщине — в другом районе, в колхозе имени Ленина — лучшая доярка имеет в группе 32 коровы, от каждой в среднем получила по 3545 килограммов, валовой надой в год составил 1115 центнеров, а заработок ее — 208 рублей в месяц. Где же, спрашивается, справедливость, куда же девался единый подход к оценке труда? Экономическое мышление многогран но, оно не замыкается только на колхозно совхозном производстве. Возник так назы ваемый «третий сектор», о котором инте ресно рассказывает на страницах «Нового мира» (1984, № 7) А. Никитин. Сектор этот — кооперативные объединения дач ников. Но почему часто делами дачников зани мается народный контроль, ОБХСС, даже органы суда и прокуратуры? Почему хоро шее в основе своей дело обрастает пле сенью дурно пахнущих авантюр? Да просто потому, что появилось оно как бы неле гально. И напрашивается мысль: не отсю да ли и пошли те моральные издержки, за которые потом приходится расплачиваться дорогой ценой, не развратили ли некоторых людей подобного рода ситуации, когда, с одной стороны, вроде бы данный сектор разрешен, а с другой — смотрят на него, как на некоторое незаконнорожденное де тище, где не исключены всевозможные сделки. И не отсюда ли идет этакое расхо жее: «А, да что там, государство не обед неет, если возьму у него две доски, сотню- другую кирпичей...» Но все-такл давайте поверим автору, что полезного в этом начинании больше, неже ли негативного, хотя А. Никитин не скры вает, что нет, пожалуй, в стране ни одного дачника, который бы ни разу не нарушил закон, служебные инструкции или нормы морали. Дачные поселки выросли тем не менее, факт свершился — и третий сектор дей ствует. Худо-бедно, он дает стране солид ную прибавку в продовольственный фонд, обеспечивает свежими овощами и фруктами более 16 миллионов человек. А мог бы и больше, да вот беда — плохо сбывается его продукция на рынках, многое в садах и огородах пропадает. Садоводы, не зная, куда девать продукцию, закапывают ее в землю — по 200, 300 килограммов, а то и по полтонны... И это только в одном небольшом кооперативе, а сколько их по стране... И дело даже не в плохой работе коопе- ции, которая почему-то не заинтересована прямо на месте, что называется, с грядки, с дерева, закупить свежую продукцию. В конце концов, огородники и садоводы сами могли бы привезти свою продукцию на ры нок и продать ее. Но делают это далеко не все. А почему? — спрашивает А. Никитин. И отвечает; «Потому что в массе своей мы питаем органическое отвращение к торгов ле на базаре, стыдимся ее». И с этим мне нием автора трудно не согласиться. Оно у нас внутри — это чувство отвра щения к людям, которые наживаются за счет еще существующего дефицита целого ряда сельхозпродуктов. И в этом есть свой резон. Мы воспитаны в социалистическом духе, нам просто неприятно видеть, когда сильные, здоровые мужчины южной нацио нальности дерут с нас втридорога за при везенные из теплых краев ранние цветы, фрукты, продукцию бахчей. За прилавком стоит этакий детина, которому впору варить сталь, управлять экскаватором, возводить дома... Есть ли альтернатива всему этому? Если есть, то в чем она? В том ли, чтобы уста новить какой-то «потолок» цен, или же в запрете использовать оборотистым ловка чам государственный транспорт — те же самолеты, вагоны и т. д.? Как верно под мечает автор, эти меры ни к чему не при ведут, погоды не сделают. Практика пока зывает, что все это не эффективно. И в самом деле: на рынке вывешены одни це ны, а частник ломит свое и наплевать ему,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2