Сибирские огни, 1985, № 10
КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ А. Суханов ТЕБЯ НАЗЫВАЮТ ПО ИМЕНИ-ОТЧЕСТВУ С каких бы позиций ни смотреть на де ревню — она всегда берет за сердце. По самым разным мотивам — или это место нашего рождения, или здесь прошли ми лые годы детства, или отсюда виделась зо лотая нива с «четой белеюших берез»... На конец, сюда тянутся обратные связи — возврашаются люди, которые когда-то уеха ли в город, а вот теперь едут снова туда, где сеют хлеб, выращивают овощи, сидят за штурвалами тракторов и комбайнов. О деревне сегодня думают все — и урба низированный житель, поселившийся в девятиэтгжке; и руководители различных рангов, ломающие голову над тем, почему еще Продовольственная программа осу ществляется с немалыми трудностями; и люди науки, ищущие пути, как помочь сель скому хозяйству интенсифицировать произ водство. Село — притяжение наших мыслей. Мы не безучастны к тем процессам, которые там происходят. А в последнее время они при няли особенно динамичный характер. Де ревня была и остается кормилицей. И мы всячески стараемся помочь ей в этой нелег кой роли: организуются подсобные хозяй ства на крупных предприятиях, растет число садово-огородных кооперативов, и люди, едущие летом и осенью с рюкзаками на плечах, набитых собранными на дачах овощами и фруктами, для час уже не в диковинку, мы думаем и о других формах, которые бы помогли продовольственному обеспечению страны, осуществлению мысли Ф. Энгельса о том, что исторический про цесс идет к тому, чтобы одни и те же люди могли трудиться на равных и в городе и в деревне. Мы наблюдаем за теми позитивными сдвигами, которые наметились в последнее время. И все же тревога остается. Процесс миграции из села продолжается, людей там остается все меньше, а стало быть, и нагрузка на них увеличивается. Как утвер ждает академик ВАСХНИЛа В. Д. Пан- ников в очерке «К земле — по-хозяйски», «если в шестой пятилетке один работник сельского хозяйства обеспечивал мясом и другими продуктами, питания семь человек, то сегодня — уже десять. А в 1990 году на его «иждивении» будет находиться 14 го рожан» ‘. Велика ноша, а как ее нести? Эти вопро сы волнуют многих писателей, «толстые» журналы отдают им немало своих страниц. Недавно в «Сибирских огнях» опублико вана статья В. Шапошникова «Нива ждет пахаря...», в которой автор делится своими размышлениями о «деревенской прозе» по следних лет. На мой взгляд, нельзя не согласиться с критиком, когда он пишет, что «деревенская проза»... на рубеже кон ца 70-х — начала 80-х явно сдала свои некогда прочные позиции», а вот «разведчи ки», как называет о« очеркистов, «далеко ушли вперед, и даже беглое, выборочное знакомство с современной деревенской очеркистикой даст возможность убедиться, сколько новых — притом острейших, пара доксальнейших! — проблем поставляет ны не наша сельская действительность». Утверждение, несомненно, справедливое. Действительно, в современной очеркистике речь идет о многих серьёзнейших пробле мах; деревенская жизнь многогранна, и каждая грань существенна, влияет на об щее дело развития агропромышленного комплекса. И все же при всем обилии проблем, поднимаемых в очерковых мате риалах, на наш взгляд, внимание публи цистов больше всего обращено на такую триаду; РАПО, бригадный подряд, эко номическое мышление. Почему? Попробуем разобраться. ИТАК, РАПО Аббревиатура расшифровывается просто — районное агропромышленное объедине ние, которым руководит совет. Слово «объединение» говорит само за себя — объединились сельское хозяйство и все предприятия, так или иначе причастные к ' См. сб. «Всенародное дело». М.. .«Молодая гвардия». 1983, с. 42.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2