Сибирские огни, 1985, № 10
* • * ь — Могло ли случиться непоправимое? — спросил я Качанова, встретившись с ним в очередной раз. — Нет! — решительно ответил он.— Не могло. Во-первых, старшеклассники хорошо ориентируются на местности. А во-вторых, едва началась метель, я сам выехал на трак торе ребятам навстречу. — И все-таки, Виктор Николаевич, дол жен же находиться с ними инструктор? — Зачем? — загорячился Качанов.— Зачем парням нужны няньки? Через год- полтора эти парни уйдут в армию и возь мут в руки оружие. Вы только подумайте! Смешно! Сегодня им ничего нельзя, потому что нет вб'семнадцати лет, а завтра, едва только стукнет восемнадцать, на их плечи ляжет громаднейшая ответственность: им доверят защищать судьбы миллионов лю дей. А плечи-то эти неокрепшие, нетрениро ванные! И по нашей с вами вине. Понима ете? У меня постоянно такое ощущение, будто мы бросаем .наших парней в омут. Выплывут — хорошо. Не выплывут — их дело. К чести их, почти все они выплыва ют. Но это уже не наша заслуга. Так вот, чтобы выплывали все, нужна закалка. Нужно дать нашим юношам и девушкам возможность проверить, на что они спо собны. Ведь должны же они приобрести уверенность в собственных силах, твердо стать на ноги еще до того, как наступит гражданское совершеннолетие.— Качанов замолчал, собираясь с мыслями, потом продолжал: — Я убежден, что ученическая производственная бригада — полноправное, самостоятельное подразделение фабрики, завода, колхоза, совхоза — это один из путей закалки наших детей — и физической и нравственной. А какая тут закалка, если у тебя над душой стоит инструктор. надзиратель, мастер-наставник — как угод но его называйте, суть одна: раз есть над зор, значит, нет доверия, значит, эффект такого трудового обучения равен нулю. Вы согласны со мной? Согласен ли я с Качановым? Я согласен с ним в том плане, что опыт, ученических производственных бригад надо изучать и обобщать. Ведь мы находимся только в на чале пути. И уж во всяком случае надо забыть раз и навсегда это магическое сло во «нельзя». Пусть инициативные руково дители и рядовые работники нивы народно го просвещения и воспитания эксперимен тируют. Пусть наши дети трудятся в поте лица своего. Пусть не будет у них воз можностей для праздного времяпрепровож дения. Став взрослыми, они скажут нам спасибо, А праздную жизнь в полном согласии с древними оставим врагам нашим... * * * За окном конец февраля, яркое, радостное солнце. Воздух уже успел напитаться под таявшим снегом. Влажный и свежий, он бродит. Грудь распирает от непонятной ра дости. Неужели все-таки весна?.. У самого горизонта чернеет чуть посереб ренный инеем лес. И где-то там, у леса, добродушно урчит трактор. Я представляю, что это бороздит снежную целину полюбив шийся мне Вовка Прожога. Или за рыча гами трактора не Прожога, а кто-нибудь другой? Может быть, Вовка Бондаренко, сын учителя русского языка и литературы, тоже шестиклассник? Нет, что ни говорите, а все-таки хорошо, что наши дети с первых шагов своих в школе вместе с азбукой стали постигать и азбуч> ную истину, что труд создал человека... Очерк был уже подготовлен к печати, когда пришло сообщение, что ученическая производственная бригада Елизаветинской средней школы стала призером всероссийского соревнования и в качестве премии получила автомобиль «Москвич».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2