Сибирские огни, 1985, № 10

в Елизаветинской школе стало уже при­ вычным, что выпускники, возвращаясь до­ мой на лето, обязательно приходят в шко­ лу. А многие даже «записываются» в школьную бригаду, чтобы снова ощутить атмосферу всеобщей увлеченности трудом, атмосферу дружбы и бескорыстия. На второй день пребывания в Елизаве- тинке я встретил в школе парня лет двад­ цати. Одет он был в солдатские брюки и тенниску. — Это один из наших выпускников,— представил его мне Качанов,— Сергей Лит­ винов. Недавно пришел из армии. — Что, тянет в школу? — поинтересовал­ ся я у него. — Еще бы,—улыбнулся он,— здесь все сделано нашими руками. — Что-нибудь изменилось за два года твоего отсутствия? — Мастерскую построили,— с готов­ ностью сказал Сергей.— Когда я учился, ее только начали строить. Я понял: чувство хозяина школы, чувст­ во сопричастности к общему делу, общей судьбе — вот что тянет сюда ребят, едва они появляются в Елизаветинке. Закон о реформе народного образования принят. Разработано положение о базовом предприятии школы. Но, признаемся, что сегодня успех их реализации еще во мно­ гом зависит лишь от энтузиастов. От тех кто не ищет спокойной жизни и берет на себя смелость экспериментировать, бороть­ ся с рутиной и равнодушием. Я поинтересовался у заведующей районо Бунцевой: как обеспечены школы района техникой. На 12 ученических производст­ венных бригад приходится 23 трактора и 12 комбайнов. Вроде бы неплохо. Но если из благополучного отчета убрать елизаве­ тинскую технику, останется 17 тракторов и 9 комбайнов. А это уже не густо, прямо скажем. Пока что лучше живет та школа, в которой инициативный, а вернее, «про­ бивной» директор. В том же Чистоозерном районе пока нет делового контакта между районо и управ­ лением сельского хозяйства, хотя создан так называемый «межведомственный со­ вет». Доходит до курьеза: районо долго не мог добиться, чтобы управление сель­ ского хозяйства включало в официальные сводки результаты труда юных животново­ дов и полеводов наравне с результатами взрослых. А ведь для этого не нужно ни­ каких материальных затрат — ничего, кро­ ме желания, кроме понимания важности трудового воспитания детей. А вот в колхозе «Родина» я видел флаг Трудовой славы, поднятый в честь учени­ ческой производственной бригады. Значит, дело не только в хороших законах, но и в отношении к делу. Равнодушие, нежелание обременять себя дополнительными забота­ ми, сила инерции, застарелое убеждение, что воспитание подрастающего поколе­ ния — удел только одной школы — вот что мешает нам сегодня. А энтузиасты из Ели­ заветинской средней школы задолго до принятия закона о реформе народного образования поставили перед собой цель научить ребятишек трудиться по-настояще­ му, чтобы они, вступая в жизнь, чувство­ вали себя полновластными ее хозяевами и, отдадим должное этим энтузиастам, дос­ тигли намеченного. Тем не менее, отношение к ученической производственной бригаде Елизаветинской школы двойственное. Хозяйственники типа Чмыхало безоговорочно за бригаду. Причем в том виде, в каком она существует сей­ час (раз есть земля и техника — должна быть товарная продукция). Качанов при­ держивается этой же точки зрения. Более того, он убежден, что школьная производ­ ственная бригада должна строить свои отношения с колхозом на основе хозяйст­ венного расчета, а получаемую прибыль расходовать на развитие учебно-производ­ ственной базы, организацию отдыха детей и учителей. С ученической производственной брига­ дой, считает он, надо вести самые настоя­ щие финансово-экономические операции, допустим, через посредство исполкома сельского Совета. Надо не только учить детей трудиться на земле, но и учить их по­ нимать суть экономических проблем и взаимоотношений. Каждый подросток дол­ жен уметь давать хотя бы элементарную финансово-экономическую оценку труда бригады. Другими словами, подросток, как тот суворовский солдат, должен хорошо понимать каждый свой маневр. Итак, хозяйственники полностью за брига- ду. А руководители школ и районо? Они, по крайней мере те из них, с которыми мне приходилось разговаривать, весьма осто­ рожны в своих оценках елизаветинского эк­ сперимента. — Знаете,— сказал мне, к примеру, за­ ведующий Татарским районо А. А. Сидель­ цев,— Качанов — человек увлекающийся, любит все делать с размахом. В этом, коне­ чно, нет ничего .предосудительного, но все- таки... — Что, все-таки? — Я за то, чтобы соблюдать чувство меры,— Сидельцев улыбнулся.— Мне ду­ мается, что Качанов переступил ту грань, за которой кончается трудовое обучение и начинается труд ради труда. Это, разумеет­ ся, моя личная точка зрения. Я с должным уважением отношусь к моим елизаветинским коллегам и все-таки... Сидельцева очень смущает то обстоя­ тельство, что елизаветинские мальчишки работают на тракторах и комбайнах само­ стоятельно, без опеки старших. Смущает как раз то, что подросткам больше всего по душе. — А вы знаете, что трое подростков из этой школы, работая на снегозадержании без инструктора, попали в метель? — стро­ го спросил меня Анатолий Александрович. Я знал эту историю. Метель разыгралась неожиданно. Юноши вывели тракторы с поля и, чтобы не сбиться с пути, один из старшеклассников пошел впереди, прощу­ пывая дорогу, а двое других погнали трак­ торы. В общем, не растерялись. — Разве это допустимо? — стоял на своем Сидельцев.— Ведь могло' случиться непоправимое. С учениками постоянно дол­ жен находиться инструктор.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2