Сибирские огни, 1985, № 10

подростки стали получать зарплату, они стали бережливее, а запросы их — скром­ нее. Почему? Да потому, что они узнали цену заработанному рублю. У Качанова и его коллег первое время «мотоциклетная страсть» подростков вы­ зывала тревогу. Действительно, как посту­ пить? Не разрешать кататься, потому что нет у подростков прав на вождение мото- ЦИКЛОВ и никто им их не даст, пока не стук- нет восемнадцать лет? Долго думали-гада- ли и решили: уж коль скоро управляют ребятишки тракторами и автомобилями и научились зарабатывать деньги на мотоцик- лы. позволить им кататься с шестнадцати- летнего возраста. При условии строжайше­ го соблюдения правил дорожного движения Я видел в. Елизаветинке подростков на мо­ тоциклах. Ездят в касках и не превышают скорости. — Ты не поглядывай на часы, смотри на солнышко, а оно где стоит? Высоко! — сказал как-то преподаватель труда Михаил Емельянович Лесун ученику. Эти слова, сказанные старым учителем, давным-давно, запомнились Качанову. И в одной из бесед со мной, размышляя, как бы получше охарактеризовать Лесуна, он при­ вел именно их. Потому что эти слова, бро­ шенные вскользь и наверняка давно забы­ тые самим Лесуном, как нельзя лучше характеризуют отношение Михаила Емелья­ новича к труду и вообще к жизни. Его никто и никогда не видел праздным. — Да он же ходить не умеет, как люди, все бегает и бегает,— сказала мне одна из елизаветинских женщин. Я понаблюдал за Лесуном. И действи­ тельно: не ходит — бегает. И даже во время нашего разговора все ерзал на стуле и едва я умолкал, тут же говорил: — Ну что, все? Я побежал? Юность Михаила Емельяновича, как и всего его поколения, была опалена войной. Ему повезло больше других: он выжил. А вернувшись домой, решил посвятить свою жизнь благороднейшему из дел — воспита­ нию детей. Закончил педучилище и осел навсегда в родной Елизаветинке. Качанов как-то сказал: — Лесун, пожлуй, единственный в дерев­ не человек, о котором никто и никогда не сказал плохого слова. И я охотно верю в это, потому что Лесун не просто умеет ладить с людьми, он обла­ дает счастливой особенностью видеть в лю­ дях прежде всего хорошее — важное качество для воспитателя. С кем бы я ни беседовал, все говорили о Михаиле Емельяновиче с искренней улыб­ кой. А я все ждал, что кто-нибудь скажет: он с чудинкой. Но никто этого не сказал. Значит, уважают его. Лето и зиму Михаил Емельянович ездит на велосипеде, хотя от его дома до школы не так уж и далеко. И на все расспросы по этому поводу отвечает с неизменно обескураживающей улыбкой: — Спортивную форму надо сохранять круглый год. Чуть ли не всей деревней уговаривали его купить «Запорожец». Даже из районо приезжали. Как фронтовику ему положено 6 Сибирские огни №10 было. Покупать машину Лесун отказывался категорически. Даже прятался от навязчи­ вых советчиков. Сел на велосипед и уехал в лес. Но тем не менее уговврили. Купил. А в ближайшее же воскресенье поехал за грибами на велосипеде. — Так на машине какие грибы,— оправ­ дывался он,— на велосипеде я заеду куда угодно. А на машине — только по дороге и то по ровной. А на дороге, как известно, грибы не растут. Михаил Емельянович не пропустит ни одной железки, валяющейся на дороге. 0(^я- зательно подберет, внимательно осмотрит и унесет домой. Пробовали над ним под­ шучивать. — Смейтесь, смейтесь,— добродушно от­ вечал он.— Потребуется — ведь ко мне же придете. И идут. И Михаил Емельянович никому не отказывает. Еще в пятидесятые годы, когда деревня жила без электричества, в избе Лесуна светилась лампочка. В сарае работал прос­ тенький токарный станок. А воду из колод­ ца поднимал механизм, сработанный рука­ ми учителя. Приезжие не без удивления рассматривали странноватое сооружение, появившееся на огороде Лесуна. — Это ветряной двигатель,— объясняли соседи приезніим.— Электричество дает. Учитель Михаил Емельянович сделал. Ветряной двигатель служил Лесуну долго и надежно, обеспечивая его домашние нужды. Но вот когда мне рассказали, что Лесун собрал вертолет— я не поверил. — Так он же у нас с Геной Кондратье­ вым не взлетел,— смутился Михаил Емель­ янович.— Надо двигатель помощнее, да где его взять? Бесконечно трудолюбивый человек, Ми­ хаил Емельянович не очень распространяет­ ся о пользе труда. Он, как и Прожога, за­ ражает ребят своей способностью работать сутками. Глядя на учителя, ребятишки готовы трудиться до самозабвения. Он лю­ бит детей той отеческой любовью, на какую способен только человек добрый и мудрый. И они платят ему искренней привязан­ ностью. Дом старого учителя стоит на краю де­ ревни, на въезде со стороны Чистоозерного. Нередко бывает так, что парни и девчата, возвращаясь домой после долгой отлучки, останавливают автобус возле дома Лесуна и заходят к нему. Михаил Емельянович часами сидит с ними (это время, пожалуй, единственное, когда он способен сидеть спокойно), с пристрастием расспрашивает молодых лю­ дей о житье-бытье. Те делятся с ним сокро­ венным. Старый учитель угощает ребят чаем, потому что ничего иного сам в рот не берет и дома не держит. Молодые люди уходят из его дома растроганными, беско­ нечно благодарными учителю за тепло его души, за умение быть чутким и участливым. Так было и с Анатолием Чмыхало. Его ждали домой к обеду, а он засиделся у Михаила Емельяновича, потом не удержал­ ся, заглянул в школу. Домой попал только к вечеру. Родители рассердились, а Анато­ лий искренне удивился: — Но я же был у Михаила Емельянови­ ча и в школе. Разве я мог проехать мимо! Действительно, разве мог!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2