Сибирские огни, 1985, № 10

— Какой я учитель,— махал рукой ста­ рый механизатор,— так, смехота одна. В Елизаветинской школе за рычаги трак­ торов садятся пяти- и шестиклассники. Разумеется, под наблюдением взрослых. К самостоятельному же вождениіо допус­ каются ст^шеклассники, причем лучшие из лучших. Самые трудолюбивые водить трактор без опеки старших считают высокой честью. И за эту честь борются. Однако в этой школе был беспрецедент­ ный случай, когда почти всю посевную на тракторе работал шестиклассник. И, как свидетельствует «молния», выпущенная по случаю окончания весенней полевой кампа­ нии, работал отлично. Это Володя Прожо­ га, племянник Николая Петровича Про­ жоги. Володя невысокого роста, коренастый, плечистый, смотрит на мир широко откры­ тыми голубыми глазами. У него по-детски пухлые губы и щеки, на лице обильные «конопушки», опаленные солнцем волосы топорщатся — глянешь на такого маль­ чишку и захочешь улыбнуться ему и ласко­ во потрепать за вихор. А между тем этот мальчишка уже опытный механизатор, все заработанные деньги отдает одинокой ма­ тери и рассуждает совсем не по-детски. — У трактора,— говорит он строго,— сцеп* ление туговатое. Так я что делаю? При­ встану, всем телом навалюсь и что есть силы жму. Так и работал. — Уставал, наверное? — спрашиваю его. — Не, что вы. Совсем не уставал. Вот ■исколечко. Не верите? Когда интересно, совсем даже не устаешь. Помолчав, он мечтательно добавляет: — Вот придумали бы трактор для детей, здорово было бы. Я бы на нем работал и работал. Володя степенно попрощался и нетороп­ ливо, чуть вразвалочку, ушел. Я смотрел ему вслед и думал, что вот тринадцатилет­ ний мальчишка делает большое и серьез­ ное дело, если говорить газетным языком, вносит посильный вклад в выполнение Продовольственной программы. А ведь действительно вносит. И гордит­ ся... И вырастет наверняка хорошим ра­ ботящим человеком. Тогда что плохого в том, что наши подростки стремятся за рычаги тракторов, к станкам с программным управлением и не хотят полоть грядки? Чего мы боимся? Ответственности или по­ дорвать здоровье подростков? А не в боль­ шей ли степени подрывает их здоровье безделие и праздность — мать всех поро­ ков? Античные мудрецы были большими провидцами. Не зная законов мироздания, они высказывали много очень правильных мыслей. И один из них, наблюдая празд­ ную жизнь подростков, очень метко сказал: «Такую бы жизнь детям врагов наших». Не нелепость ли внушать детям, что счастье в труде, что труд должен стать первой потребностью и одновременно ог­ раждать их от общественно полезного тру­ да? Энтузиасты, первопроходцы, Дон-Кихо­ ты типа Качанова и его коллег — как угод­ но их называй — на свой страх и риск, не боясь ответственности, берутся доказать и доказывают нам, что наши представления о детях устарели, что наши дети уже со­ вершенно не боятся тележного скрипа и требуют большого и серьезного дела, а мы никак не хотим понять этого, продолжаем их опекать, отгораживать от жизни, потом удивляемся, откуда берутся безынициатив­ ные, неприспособленные к жизни люди, не желающие ничего давать, но зато имеющие весьма большие запросы. ' Я с огромным интересом и удовольстви­ ем наблюдал за елизаветинскими мальчиш­ ками и девчонками. Крепкие, сильные ре­ бята. Таких не испугаешь никакими трудно­ стями. И жить им, поверьте, будет гораздо легче, чем сверстникам, выросшим в теп­ личных условиях. Закон о реформе народного образования как раз и нацелен на вовлечение подраста­ ющего поколения в общественно полезный и производительный труд с самого раннего детства. А раз так — есть настоятельная необходимость пересмотра явно устаревших инструкций, не допускающих к управлению тракторами, автомобилями, станками моло­ дых людей, не достигших восемнадцати­ летнего возраста. Согласитесь, что нелогич­ но учить в автошколах ДОСААФ семнад­ цатилетних парней водить машины, выда­ вать им права и писать в них, что они действительны только по достижении во* 'семнадцати лет. * * * Елизаветинские подростки поставляют колхозу зерно, сено, сочные корма. На 50—60 тысяч рублей в год. А в школе-то немногим более 100 учеников, вместе с первоклашками, которые, естественно, ни­ чего пока не производят. Хотя нет, не прав­ да. Они выращивают овощи. Например, морковку, которой лакомится зимой вся школа. Производя сельскохозяйственную про­ дукцию и реализуя ее колхозу, подростки получают зарплату. До недавнего времени кое у кого из инспектирующих возникал деликатный вопрос: педагогично ли тринад- цатилетнему Вовке Прожоге выдавать на руки заработанные им деньги, причем не­ малые? А не распорядится ли он этими деньгами во зло себе и другим? В Елизаветинской школе такая проблема никогда не стояла. Все члены производст­ венной ученической бригады получают зар­ плату, на полном доверии обсуждают с учителями и родителями, как распорядиться ею. Многие отдают деньги родителям. По­ купают им подарки, себе— магнитофоны и даже мотоциклы. Мы порой возмущаемся: ах, какие стали у наших детей запросы! Так вот, в этом случае проблема, как гово­ рится, снимается — хочешь магнитофон, дубленку или пальто из ламы — пожалуй­ ста, покупай, но заработай деньги на покуп­ ку сам. Возможность такая в школьной про­ изводственной бригаде есть. И для маль­ чишек и для девчонок, которые, кстати, неплохо трудятся сейчас на животноводче­ ской ферме, подменяя доярок, а в ближай­ шем будущем Качанов планирует строи­ тельство кролиководческой фермы, где бу­ дут работать и малыши. И еще одно обстоятельство, подмеченное родителями и учителями: с тех пор, как

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2