Сибирские огни, 1985, № 10
— Какой я учитель,— махал рукой ста рый механизатор,— так, смехота одна. В Елизаветинской школе за рычаги трак торов садятся пяти- и шестиклассники. Разумеется, под наблюдением взрослых. К самостоятельному же вождениіо допус каются ст^шеклассники, причем лучшие из лучших. Самые трудолюбивые водить трактор без опеки старших считают высокой честью. И за эту честь борются. Однако в этой школе был беспрецедент ный случай, когда почти всю посевную на тракторе работал шестиклассник. И, как свидетельствует «молния», выпущенная по случаю окончания весенней полевой кампа нии, работал отлично. Это Володя Прожо га, племянник Николая Петровича Про жоги. Володя невысокого роста, коренастый, плечистый, смотрит на мир широко откры тыми голубыми глазами. У него по-детски пухлые губы и щеки, на лице обильные «конопушки», опаленные солнцем волосы топорщатся — глянешь на такого маль чишку и захочешь улыбнуться ему и ласко во потрепать за вихор. А между тем этот мальчишка уже опытный механизатор, все заработанные деньги отдает одинокой ма тери и рассуждает совсем не по-детски. — У трактора,— говорит он строго,— сцеп* ление туговатое. Так я что делаю? При встану, всем телом навалюсь и что есть силы жму. Так и работал. — Уставал, наверное? — спрашиваю его. — Не, что вы. Совсем не уставал. Вот ■исколечко. Не верите? Когда интересно, совсем даже не устаешь. Помолчав, он мечтательно добавляет: — Вот придумали бы трактор для детей, здорово было бы. Я бы на нем работал и работал. Володя степенно попрощался и нетороп ливо, чуть вразвалочку, ушел. Я смотрел ему вслед и думал, что вот тринадцатилет ний мальчишка делает большое и серьез ное дело, если говорить газетным языком, вносит посильный вклад в выполнение Продовольственной программы. А ведь действительно вносит. И гордит ся... И вырастет наверняка хорошим ра ботящим человеком. Тогда что плохого в том, что наши подростки стремятся за рычаги тракторов, к станкам с программным управлением и не хотят полоть грядки? Чего мы боимся? Ответственности или по дорвать здоровье подростков? А не в боль шей ли степени подрывает их здоровье безделие и праздность — мать всех поро ков? Античные мудрецы были большими провидцами. Не зная законов мироздания, они высказывали много очень правильных мыслей. И один из них, наблюдая празд ную жизнь подростков, очень метко сказал: «Такую бы жизнь детям врагов наших». Не нелепость ли внушать детям, что счастье в труде, что труд должен стать первой потребностью и одновременно ог раждать их от общественно полезного тру да? Энтузиасты, первопроходцы, Дон-Кихо ты типа Качанова и его коллег — как угод но их называй — на свой страх и риск, не боясь ответственности, берутся доказать и доказывают нам, что наши представления о детях устарели, что наши дети уже со вершенно не боятся тележного скрипа и требуют большого и серьезного дела, а мы никак не хотим понять этого, продолжаем их опекать, отгораживать от жизни, потом удивляемся, откуда берутся безынициатив ные, неприспособленные к жизни люди, не желающие ничего давать, но зато имеющие весьма большие запросы. ' Я с огромным интересом и удовольстви ем наблюдал за елизаветинскими мальчиш ками и девчонками. Крепкие, сильные ре бята. Таких не испугаешь никакими трудно стями. И жить им, поверьте, будет гораздо легче, чем сверстникам, выросшим в теп личных условиях. Закон о реформе народного образования как раз и нацелен на вовлечение подраста ющего поколения в общественно полезный и производительный труд с самого раннего детства. А раз так — есть настоятельная необходимость пересмотра явно устаревших инструкций, не допускающих к управлению тракторами, автомобилями, станками моло дых людей, не достигших восемнадцати летнего возраста. Согласитесь, что нелогич но учить в автошколах ДОСААФ семнад цатилетних парней водить машины, выда вать им права и писать в них, что они действительны только по достижении во* 'семнадцати лет. * * * Елизаветинские подростки поставляют колхозу зерно, сено, сочные корма. На 50—60 тысяч рублей в год. А в школе-то немногим более 100 учеников, вместе с первоклашками, которые, естественно, ни чего пока не производят. Хотя нет, не прав да. Они выращивают овощи. Например, морковку, которой лакомится зимой вся школа. Производя сельскохозяйственную про дукцию и реализуя ее колхозу, подростки получают зарплату. До недавнего времени кое у кого из инспектирующих возникал деликатный вопрос: педагогично ли тринад- цатилетнему Вовке Прожоге выдавать на руки заработанные им деньги, причем не малые? А не распорядится ли он этими деньгами во зло себе и другим? В Елизаветинской школе такая проблема никогда не стояла. Все члены производст венной ученической бригады получают зар плату, на полном доверии обсуждают с учителями и родителями, как распорядиться ею. Многие отдают деньги родителям. По купают им подарки, себе— магнитофоны и даже мотоциклы. Мы порой возмущаемся: ах, какие стали у наших детей запросы! Так вот, в этом случае проблема, как гово рится, снимается — хочешь магнитофон, дубленку или пальто из ламы — пожалуй ста, покупай, но заработай деньги на покуп ку сам. Возможность такая в школьной про изводственной бригаде есть. И для маль чишек и для девчонок, которые, кстати, неплохо трудятся сейчас на животноводче ской ферме, подменяя доярок, а в ближай шем будущем Качанов планирует строи тельство кролиководческой фермы, где бу дут работать и малыши. И еще одно обстоятельство, подмеченное родителями и учителями: с тех пор, как
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2