Сибирские огни, 1985, № 10
не на свои страх и риск, передавая школе латанные-перелатанные трактора. Было на то согласие Чмыхало. Виктору Кирилловичу Чмыхало нужны были время и веские доказательства, что создаваемая производственная бригада — не дань очередной моде, а серьезное дело. Он этого не скрывает и сегодня. В очеред ной мой приезд в Чистоозерный район Чмыхало лежал в больнице: стало пошали вать сердце. Мы с Качановым обратились к главному врачу с просьбой разрешить свидание, и он любезно предоставил в на ше распоряжение свой кабинет. Виктор Ки риллович, несмотря на недомогание, энер гичен. За эти полгода, что мы не виделись, почти не изменился. Только в его черных, как смоль, курчавых волосах, может быть, стало чуть больше седины. Но взгляд его все так же зорок и все так же резки его суждения. — Я должен был убедиться, что отдаю технику и землю в надежные руки,— Чмы хало чуть наклонил голову вперед и смот рит из-под крылатых нависших бровей пря мо в глаза; чувствую: он ждет одобрения своим действиям. — Но нельзя же быть столь прагматич ным,— возражаю я,— ведь трудовое воспи тание служит не столько сиюминутным интересам, сколько завтрашнему дню. — Верно. Но я не потерпел бы, если бы те 500 гектаров пашни, что мы отдали шко ле, родили сорняки, а не злаки. 15—16 лет — возраст вполне достаточный, чтобы управлять трактором или комбайном и е хорошим качеством обрабатывать землю. Мы же с агрономом не требуем от ребят идеальной прямолинейности при севе про пашных, понимаем, что для этого требуют ся не только элементарные навыки, но и определенное мастерство. Во всем осталь ном спрос со старшеклассников как со взрослых. Бригада стараниями Качанова, Прожоги и других учителей Елизаветинской школы экзамен выдержала. И, раз поверив в по лезность и нужность начинания педагогов. Чмыхало стал поддерживать бригаду, по могать ей, чего бы ему это ни стоило. Уже будучи наказанным за пристройку, Виктор Кириллович взялся помочь школе возвести мастерские и гараж, за что был привлечен к ответственности районным комитетом народного контроля (неплановое строитель ство!). Разговор наш с председателем колхоза в кабинете главврача был недолгим. Проща ясь, Виктор Кириллович задержал руку Качанова. — Как дела с ремонтом комбайнов?— спросил он. — Не волнуйся. Все будет как надо. — На улице оттепель. Думаю, что сне гозадержание пора прекращать. Займитесь лучше ремонтом техники. — Я тоже так думаю. Виктор Кирилло вич, в колхоз поступили новые сеялки. Одна ведь нам причитается?.. — Посмотрим. Оба улыбнулись и обменялись крепким рукопожатием. * * * На переход Николая Петровича Прожо ги в школу Чмыхало согласие все-таки дал. \ Качанову оставалось уговорить старого механизатора. Виктор Николаевич решил Не торопить события. Не раз и не два встре чался он с Прожогой, рассказывал о школь ных делах, просил совета и помощи. Нико лай Патрович выслушивал директора внимательно, хитровато щури.чся, но в по мощи не отказывал. — Николай Петрович, как гы думаешь? Мне вот не нравится, как мы обучаем ребя тишек вождению: гоняем трактора по доро гам. Разве это дело? А что если учить под ростков водить трактора прямо в поле, обрабатывая землю? — сказал Качанов Прожоге, встретив его возле колхозной мастерской. — А вы, Виктор Николаевич, хитрый,— усмехнулся механизатор. — Я не хитрый, я беспокойный, мне боль ше всех надо, 7 - в тон ему ответил Качанов. — Это верно: беспокойный... А мысль у вас верная. Нечего зря горючку жечь. Да и пацанам интереснее, когда они пашут или там лущат землю. Только надо, чтобы с навесными орудиями работали. Сподруч нее и безопаснее. Качанов понял: Прожога в конце концов согласится работать мастером-наставником. В школу Николай Петрович пришел буд то пересел с одного трактора на другой. Сразу Же включился в работу. Предстояло ремонтировать технику. Дело было привыч ное. Только помощники — необычные. Ша ловливые ребятишки, любознательные, лю бопытные, но неумехи. Прожога решил: буду все делать сам, а там видно будет. Он так и поступил, с той лишь разницей, что свой трактор ремонтировал молча, а здесь стал рассказывать, что делает, не осо бенно, впрочем, заботясь, понимают ли его. А через некоторое время он с удивлением обнаружил, что рядом с его руками копо шатся еще чьи-то руки. Николай Петрович отложил инструмент и долго наблюдал за этими руками. Неумелые и неосторожные — вот ключ сорвался, на палще ссадина,— но делают руки то, что, нужно. И Прожога поднял глаза на паренька, скупо сказал: — Молодец, продолжай. Тот радостно улыбнулся и облизал сби тый палец. Потом Николай Петрович нередко на рочно самоустранялся от поиска неисправ ностей в тракторе, давая возможность уче никам проявить смекалку и знания. Или же безучастно сидел в кабине рядом с под ростком во время обучения вождению и наблюдал, как тот буквально рвет трактор. Потом молча клал руку на руку ученика и плавно переводил рычаг. — Вот так надо. Понял? — Понял,—- отвечал взмокший от напря жения школьник. Качанов не ошибся: ученики скоро оцени ли мастерство Прожоги, его всесторонние практические знания и навыки, стали хо дить за ним гуськом. Только вот называли они его по-прежнему дядей Колей. Качанов сердился, делал замечания, но Николай Пет рович оставался для ребят все тем же дя дей Колей. — Ладно вам, чего волнуетесь,— успока ивал Прожога директора. — Вы же теперь учитель. А учителя по ложено называть по имени-отчеству.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2