Сибирские огни, 1985, № 10

Но главной причиной наметившейся стабилизации сельского населения следует признать рост самосознания молодых лю­ дей, родившихся и выросших в деревне. Уровень их образования, общего развития, культуры по существу не отстает от уровня горожан — это тоже бесспорный факт. Во всяком случае селяне сегодня не чувствуют себя теми, кто нуждается в постоянной шефской помощи горожан, и относятся к ней даже несколько скептически. А что ка­ сается развития физического, то оно зачас­ тую из-за раннего приобщения к труду у сельских молодых людей выше и лучше, чем у их городских сверстников. Процесс стабилизации сельского населе­ ния, его омолаживания (в иных деревнях молодежь до тридцатилетнего возраста составляет свыше трети жителей) — про­ цесс естественный и объективный. Но это не означает, что он неуправляемый. И Качанов и Чмыхало очень хорошо осознали, что корень всех наших бед — недооценка ре­ бячьего трудового воспитания и обучения, которые, кстати, являются также средством закрепления молодежи на селе. Ибо привыч­ ка — наша вторая натура. И тот, кто с дет­ ства привык к труду крестьянскому, вряд ли изменит своим привязанностям. Возникает вполне резонный вопрос: а много ли выпускников Елизаветинской шко­ лы остается работать в селе? Мы сделали с Качановым выборку за пятилетие. Оказа­ лось, примерно половина — немногим боль­ ше, чем в других школах. — Значит,, все-таки уезжают ребята из родной деревни? — Явление закономерное, — вступился Виктор Николаевич за своих выпускников. — Мы вовсе не ставим цель, чтобы все вы­ пускники нашей школы оставались дома. — А лозунг «Всем классом — в родном селе»? — Я отношусь к нему отрицательно. ^ Почему? — Потому что у каждого молодого че­ ловека есть свои наклонности, призвание, наконец. Избрал Семен Черепанов профес­ сию механизатора — прекрасно. Учится Игорь Кольяк на индустриально-педагоги­ ческом факультете — оілично. А Саша Ки­ риченко поступил в военное училище — чем плохо? Главное в том, что все они, пройдя школу трудового обучения в нашей производственной бригаде, успешно учатся и работают. И каждый будет — уверен! — достойным гражданином, где бы ни рабо­ тал, какую бы профессию ни избрал. Такова точка зрения Качанова. Знаю, кое-кто с ним не согласится, хотя бы тот же Чмыхало, но не будем спорить, потому что объективно Качанов тем не менее служит делу закрепления молодежи на селе — как и Чмыхало, который более прагматичен и хочет, чтобы если не все, то большинство выпускников школы оставалось работать в родном колхозе. Отчетливое понимание роли школы в судьбах нашего сельского хозяйства я от­ ношу к числу основных достоинств Чмы­ хало как хозяйственного руководителя. Иначе бы они не сработались, Чмыхало и Качанов. Оба — люди волевых характеров. И, наверняка, в один прекрасный момент коса нашла бы на камень. Виктор Николаевич хорошо помнит, как в первые годы его директорства председа­ тель колхоза навешал школу только в ка­ честве инспектирующего. В Елизаветинке тогда была восьмилетка. И оба они сош­ лись в том, что надо добиваться открытия средней школы. И оба решили, что соору­ жение большой пристройки к маленькому школьному зданию — наиболее верный путь достижения цели. Качанов предложил разо­ брать а соседней заброшенной деревне скотный двор, в то лето елизаветинсщье школьники вывезли к месту строительства 34 тысячи штук вполне добротного кирпича. Чмыхало сдержал слово, и через год ре­ бятишки справили новоселье. Качанова похвалили за инициативу. Чмыхало объявили выговор за нарушение плановой и финансовой дисциплины. Но средняя школа была открыта. Так началось их содружество. Содружест­ во не значит дружба. В их отношениях немало трений. Но общий язык находят всегда. В год сооружения пристройки к школе Виктор Кириллович понял, что Ка­ чанов — именно тот директор, который ну­ жен Елизаветинской школе. А Виктор Нико­ лаевич окончательно уяснил, что воспита­ ние через труд — единственно верный путь воспитания подрастающего поколения. К этому выводу он пришел не сразу, хотя имел достаточно четкое представление об опыте выдающихся мастеров педагогики. Но одно дело — знание, другое — убеж­ дение и личный опыт. Виктор Николаевич видел, с каким энтузиазмом взялись ребя­ тишки разбирать, заброшенный скотный двор и вывозить кирпич. Пыльные, грязные, усталые возвращались они домой. А наутро приходили на «сборный пункт» раньше наз­ наченного времени. Всех их увлекала не­ ожиданно представившаяся возможность вложить личный вклад в возведение при­ стройки к школе. И всех их объединяла единая цель — строительство.. Они уже представляли, какими просторными и свет­ лыми будут кабинеты и классы. И Качанов радовался вместе с ребятами. Радовался своему открытию; для сплоче­ ния школьного коллектива надо ставить перед учениками вполне ясную и реальную цель. И добиваться реализации намеченного собственными силами, как бы трудно, как •бы тяжело ни было. Сегодня — это при­ стройка. Завтра — переоборудование спорт­ зала (пусть только колхоз даст стройма­ териалы). Послезавтра... А что послезавтра? И вот тут-то возникла идея создания при школе производственной бригады. Качанов далек от мысли присваивать идею создания бригады себе. Она, как говорится, витала в воздухе, и нужен был какой-то толчок, чтобы Качанов и его коллеги ухватились за нее. Со всеми эти^и мыслями и предложени­ ями Виктор Николаевич пришел к предсе­ дателю колхоза. Но восторженного приема и горячего одобрения не получил. У Викто­ ра Кирилловича были свои заботы. Но главное — действовал устоявшийся стерео­ тип мышления: воспитание детей — забота школы и только школы. Кстати, и заведую­ щий Елизаветинским производственным участком колхоза Колесников действовал

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2