Сибирские огни, 1985, № 10

роться с широко распространенным мнени­ ем, что воспитание подрастающего поколе­ ния — удел только одной школы. ...Качанов медленно шел по территории колхозного машинного двора, старательно обходя мазутные пятна и размышляя о том, что надо подыскивать дельного специ­ алиста на должность мастера-наставника. Но где ВЗЯТЬ? Люди в деревне наперечет. В дальнем углу стоял «К-700». Тоже на приколе в такое горячее время. А Колесни­ ков сердится, что школьники не сумели восстановить латанные-перелатанные «дэ- тушки»: «Все! Поиграли и хватит! Бригаду вашу распускаем! Трактора возвращаем в колхоз!» — Не-ет, товарищ дорогой,— ответил ему Качанов.— Бригаду распустить гіе в твоей власти. А трактора мы теперь уже не от­ дадим. — Как же, не отдадите. Спрашивать бу­ ду. А ребятишки, которые хотят, пусть в колхоз идут работать. Дело им там найдет­ ся каждому. Старшеклассники заволновались; — Виктор Николаевич, хотим своей брига­ дой. А трактора мы все равно сделаем. Мы все равно их заведем. Возле «К-700» хлопотал тракторист Нико­ лай Петрович Прожога. Старый опытный механизатор. Спокойный, серьезный и не­ многословный. Стажу не мечее тридцати лет. — Николай Петрович, что же ты подво­ дишь колхоз? Посевная, а ты здесь,— полушутя-полусерьезно сказал Качанов. — Так поневоле, Виктор Николаевич, простаивать будешь, коли запасных частей нет. — Вот и мы тоже в лужу сели. Слыхал про «успехи» нашей производственной . бригады? — Как не слыхать, слыхал. — Послушай, Петрович, а не пошел бы ты к нам в школу мастером-наставником? — Эта мысль пришла Качанову внезапно, как озарение. Он не стал взвешивать все «за» и «против». Тут же решил, что лучше Прожоги мастера вряд ли найдешь. — Смеетесь? — укоризненно ответил Ни­ колай Петрович. — Зачем смеяться? Я вполне серьезно. — Не, я больше руками привык работать. — А ты и будешь руками работать Ре­ бята у нас смышленые. Им только раз по­ казать — тут же поймут. У тебя же руки умные, золотые. Да ребятишки за тобой гужом ходить будут. — Не, Виктор Николаевич, не резон мне. Да и не смогу я с ребятишками. Весь изнервничаюсь. Так и расстались в тот раз Качанов и Прожога, ни до чего не договорившись. Но чем больше размышлял Виктор Николаевич, тем больше убеждался, что именно такой человек, как Прожога, нужен школе: богатейший практический опыт! Шутка ли, работал на тракторах почти всех отечест­ венных марок. И каждый по винтику пе­ ребирал. Виктор Николаевич отправился к предсе­ дателю колхоза за поддержкой. Но Чмы- хало неожиданно воспротивился. — Да ты что, директор? — заволновался он.— Да колхоз без Прожоги дня прожить не сможет. Это же механизатор не широ­ кого— широчайшего профиля. Да знаешь ли ты, Виктор Николаевич, что Прожога... Нет, что удумал! Да он же единственный в хозяйстве механизатор, умеющий управлять грейдером. Уйдет он к вам — кого прика­ жешь на грейдер ставить? — Да будет он дороги грейдировать,— попытался успокоить председателя Кача­ нов.— Посадит за руль твоего же сына, сам рядом сядет — я пошли-поехали. Двойная польза: ученик осваивает вождение и доро­ ги ровняет. — Нет, нет и нет. Забудь о Прожоге.— Виктор Кириллович открыл лежавшую пе­ ред ним папку и сделал вид, что углубился в чтение. — Ну что ж, товарищ дорогой, извините: оторвал от дела,— тихо сказал Качанов и вышел из кабинета, осторожно прикрыв за собой дверь. Чмыхало попытался просматривать бу­ маги, присланные из управления сельского хозяйства, но не смог сосредоточиться. «Обиделся Качанов,— подумал Виктор Кириллович,-Товарищем дорогим назвал. Он всегда так обращается к собеседнику, когда сердится или обижается». Но Чмыхало не чувствовал вины перед Виктором Николаевичем. Ведь отказал ди­ ректору не потому, что не захотел помочь. В колхозе, на самом деле, не хватает меха­ низаторов. И соглашаться на переход в школу такого классного специалиста, как Прожога, значит рубить сук, на котором сидишь. К тому же совсем недавно ушел работать в школу заведующий колхозными мастерскими Волохин. Качанова Виктор Кириллович понимает: идти в правление ко.тхоза со своими нуж­ дами его заставляет жизнь. Но пусть и Ка­ чанов поймет председателя: в хозяйстве столько незалатанных дыр, что невольно появляется желание отмахнуться от оче­ редной просьбы директора школы. Это как защитная реакция: сказал «нет» — и лиш­ няя забота с плеч долой. Чмыхало не хочет уподобляться тем из своих коллег, которые отмахиваются от лю­ бой просьбы. Он понимает, что учителя и руководители колхоза находятся, в конце концов, в одной упряжке, делают об­ щее дело. Но слишком много забот у председателя колхоза и так много хочется сделать, что порой, пока доведешь до конца одно, не­ вольно упускаешь другое. К примеру, нехватка рабочих рук. Ведь до недавнего времени молодые люди по существу не задерживались в деревне. Ученые называют это есгественным про­ цессом миграции населения. Но кто хорошо знаком с современным селом, не может не заметить, что сегодня наметился иной про­ цесс: возвращаются в родные деревни мо­ лодые люди. Чмыхало убежден: для сель­ ского руководителя очень важно осознать истоки этого нового и, без сомнения, отрад­ ного явления, чтобы управлять им. А одна из причин его — значительное улучшение условий жизни в деревне. Моло­ дые люди сравнивают совре.менное село и современный город. И нередко это сравне­ ние — не в пользу города.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2