Сибирские огни, 1985, № 10
роться с широко распространенным мнени ем, что воспитание подрастающего поколе ния — удел только одной школы. ...Качанов медленно шел по территории колхозного машинного двора, старательно обходя мазутные пятна и размышляя о том, что надо подыскивать дельного специ алиста на должность мастера-наставника. Но где ВЗЯТЬ? Люди в деревне наперечет. В дальнем углу стоял «К-700». Тоже на приколе в такое горячее время. А Колесни ков сердится, что школьники не сумели восстановить латанные-перелатанные «дэ- тушки»: «Все! Поиграли и хватит! Бригаду вашу распускаем! Трактора возвращаем в колхоз!» — Не-ет, товарищ дорогой,— ответил ему Качанов.— Бригаду распустить гіе в твоей власти. А трактора мы теперь уже не от дадим. — Как же, не отдадите. Спрашивать бу ду. А ребятишки, которые хотят, пусть в колхоз идут работать. Дело им там найдет ся каждому. Старшеклассники заволновались; — Виктор Николаевич, хотим своей брига дой. А трактора мы все равно сделаем. Мы все равно их заведем. Возле «К-700» хлопотал тракторист Нико лай Петрович Прожога. Старый опытный механизатор. Спокойный, серьезный и не многословный. Стажу не мечее тридцати лет. — Николай Петрович, что же ты подво дишь колхоз? Посевная, а ты здесь,— полушутя-полусерьезно сказал Качанов. — Так поневоле, Виктор Николаевич, простаивать будешь, коли запасных частей нет. — Вот и мы тоже в лужу сели. Слыхал про «успехи» нашей производственной . бригады? — Как не слыхать, слыхал. — Послушай, Петрович, а не пошел бы ты к нам в школу мастером-наставником? — Эта мысль пришла Качанову внезапно, как озарение. Он не стал взвешивать все «за» и «против». Тут же решил, что лучше Прожоги мастера вряд ли найдешь. — Смеетесь? — укоризненно ответил Ни колай Петрович. — Зачем смеяться? Я вполне серьезно. — Не, я больше руками привык работать. — А ты и будешь руками работать Ре бята у нас смышленые. Им только раз по казать — тут же поймут. У тебя же руки умные, золотые. Да ребятишки за тобой гужом ходить будут. — Не, Виктор Николаевич, не резон мне. Да и не смогу я с ребятишками. Весь изнервничаюсь. Так и расстались в тот раз Качанов и Прожога, ни до чего не договорившись. Но чем больше размышлял Виктор Николаевич, тем больше убеждался, что именно такой человек, как Прожога, нужен школе: богатейший практический опыт! Шутка ли, работал на тракторах почти всех отечест венных марок. И каждый по винтику пе ребирал. Виктор Николаевич отправился к предсе дателю колхоза за поддержкой. Но Чмы- хало неожиданно воспротивился. — Да ты что, директор? — заволновался он.— Да колхоз без Прожоги дня прожить не сможет. Это же механизатор не широ кого— широчайшего профиля. Да знаешь ли ты, Виктор Николаевич, что Прожога... Нет, что удумал! Да он же единственный в хозяйстве механизатор, умеющий управлять грейдером. Уйдет он к вам — кого прика жешь на грейдер ставить? — Да будет он дороги грейдировать,— попытался успокоить председателя Кача нов.— Посадит за руль твоего же сына, сам рядом сядет — я пошли-поехали. Двойная польза: ученик осваивает вождение и доро ги ровняет. — Нет, нет и нет. Забудь о Прожоге.— Виктор Кириллович открыл лежавшую пе ред ним папку и сделал вид, что углубился в чтение. — Ну что ж, товарищ дорогой, извините: оторвал от дела,— тихо сказал Качанов и вышел из кабинета, осторожно прикрыв за собой дверь. Чмыхало попытался просматривать бу маги, присланные из управления сельского хозяйства, но не смог сосредоточиться. «Обиделся Качанов,— подумал Виктор Кириллович,-Товарищем дорогим назвал. Он всегда так обращается к собеседнику, когда сердится или обижается». Но Чмыхало не чувствовал вины перед Виктором Николаевичем. Ведь отказал ди ректору не потому, что не захотел помочь. В колхозе, на самом деле, не хватает меха низаторов. И соглашаться на переход в школу такого классного специалиста, как Прожога, значит рубить сук, на котором сидишь. К тому же совсем недавно ушел работать в школу заведующий колхозными мастерскими Волохин. Качанова Виктор Кириллович понимает: идти в правление ко.тхоза со своими нуж дами его заставляет жизнь. Но пусть и Ка чанов поймет председателя: в хозяйстве столько незалатанных дыр, что невольно появляется желание отмахнуться от оче редной просьбы директора школы. Это как защитная реакция: сказал «нет» — и лиш няя забота с плеч долой. Чмыхало не хочет уподобляться тем из своих коллег, которые отмахиваются от лю бой просьбы. Он понимает, что учителя и руководители колхоза находятся, в конце концов, в одной упряжке, делают об щее дело. Но слишком много забот у председателя колхоза и так много хочется сделать, что порой, пока доведешь до конца одно, не вольно упускаешь другое. К примеру, нехватка рабочих рук. Ведь до недавнего времени молодые люди по существу не задерживались в деревне. Ученые называют это есгественным про цессом миграции населения. Но кто хорошо знаком с современным селом, не может не заметить, что сегодня наметился иной про цесс: возвращаются в родные деревни мо лодые люди. Чмыхало убежден: для сель ского руководителя очень важно осознать истоки этого нового и, без сомнения, отрад ного явления, чтобы управлять им. А одна из причин его — значительное улучшение условий жизни в деревне. Моло дые люди сравнивают совре.менное село и современный город. И нередко это сравне ние — не в пользу города.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2