Сибирские огни, 1985, № 10

— Как дела? — спросил Качанов. — Хорошо! — ответил подросток.— Ку- курузу обрабатываю. В глазах — счастливые искорки. Леня уехал, а мы направились в школу. — Подростки — народ особенный,— за­ метил Качанов, когда мы устроились в од­ ном из классов.— И напрасно мы думаем, что они ленивы и инертны. Они умеют, мо­ гут и хотят трудиться. Но, как говорится,— на миру. Непременно на виду. Самостоятель­ но и в ьфугу своих сверстников. Вот хотя бы этот мальчик. Отец его Петр Алексеевич работает механиком по трудоемким про­ цессам в животноводстве. Однажды он решил устроить сына на денежную, но несложную работу в колхозную бригаду, занимавшуюся ремонтом животноводческих помещений. — Школьная бригада — баловство одно, — сказал он.— Вкалываете, вкалываете, а заработок — слезы. — Но зато там интересно!— возразил подросток. — Интерес в заработке, а ты там что заработаешь? Я тебе такой наряд закрою ^ только ахнешь! — Нужен мне твой наряд! Мальчик смотрел на отца светлыми от­ крытыми глазами, и столько в них было боли и обиды, что Петр Алексеевич отвер­ нулся, но решил настоять на своем. А Леня стал хуже учиться. Это был своеобразный протест против родительского своеволия. Подросток начал сторониться сверстников. Дома ни с кем не разговаривал. Ходил как сонный. И отец сдался. Он пришел в шко­ лу и попросил, чтобы сына взяли в брига­ ду. Всегда уверенный в себе, прочно утвер­ дившийся в жизни, Петр Алексеевич впервые терпел поражение от собственного сына. Качанов умолк. Молчал и я, пытаясь понять, что же все-таки значит для подрост­ ков школьная производственная бригада и в чем ее притягательная сила для них. Ведь выполняют они тяжелую и, как сей­ час говорят, не очень престижную работу. Пыль, грязь, жара летом, холод зимой. И однообразный, монотонный труд, требую­ щий большого физического напряжения. А результат — это обязательное условие желания ребят работать — становится ре­ альностью лишь осенью, причем не всегда непременно пропорционален затратам труда. Ведь мы совершенно не застрахованы от капризов природы. — Знаете, почему ребята стремятся в ученическую бригаду? — перебил мои раз­ мышления Виктор Николаевич, словно до­ гадавшись, о чем я думаю.— Во-первых, коллектив, сплоченный единой целью,— это коллектив! Во-вторых, абсолютная самостоятельность. Я не оговорился, ска­ за в—абсолютная. У нас существует пра­ вило: ни в чем не ограничивать ребят и помогать им только в исключительных слу­ чаях. В-третьих, возможность самоутверж­ дения. Мы, к сожалению, часто забываем о том, что подросток болезненно пережи­ вает за собственное «я». Нередко стремле­ ние самоутверждаться принимает уродли­ вые формы: шалости, бравада и даже хули­ ганские выходки. Если нет другой возможности заявить о своем существова­ нии. А в школьной бригаде они, эти воз­ можности, очень большие, я бы сказал, неограниченные. И для раскрытия способ­ ностей и для их совершенствования и раз­ вития. Наконец, в-четвертых, в бригаде есть условия для соревнования на равных, А соревнование — одно из решающих усло­ вий воспитания трудолюбия, инициативно­ сти, организаторских способностей. — Между прочим,— прервал самого се­ бя Виктор Николаевич,— Петр Алексеевич — отец Лени — после того памятного слу­ чая стал частым гостем в школе. Помога­ ет нам. Создавалось впечатление, что жизнь в Елизаветинской средней школе идет сама по себе, без особых усилий учителей и самого директора Качанова. Виктор Николаевич целые дни проводил со мной. Учителя, соорганизовавшись в отдельную бригаду, включились в ремонт школы. Рядом с ними вполне самостоятельно работали дети. Леня, облеченный доверием коллектива, обрабатывал междурядья пропашных. Шестиклассник Вовка, вдохновленный перс­ пективой сесть на трактор, возился с при­ цепом, устраняя брак недобросовестных заводчан. Девятиклассники, съездив в Чистоозерное на соревнование сандружин, засели за составление ведомостей и актов' на списание малоценного инвентаря учени­ ческой производственной бригады. Потом я понял: это сейчас все просто. Это сейчас школьная жизнь течет с разме­ ренностью и точностью часового механизма. Но так было не всегда. Потребовались го­ ды настойчивых усилий учителей-энтузиас- тов и в первую очередь самого Качанова, чтобы Елизаветинская школа стала единым, монолитным трудовым коллективом, чтобы правление колхоза «Родина» признало школьную бригаду полноправным произ­ водственным .подразделением и при разра­ ботке, планов социально-экономического развития хозяйства учитывало ее вклад и возможности, а заведующий Елизаветин­ ским производственным участком колхоза Колесников начал добиваться подчинения школьной бригадіы его власти. Так есть. А было... Качанов хорошо помнит то, тёперь уже давнее заседание правления колхоза, когда решался вопрос о выделении ученической бригаде тракторов. — Не дам!.— заявил Колесников. И если бы не председатель колхоза Чмы- хало, остались бы школьники без техники. Колесников подчинился правлению, но от­ дал бригаде два видавших виды «Д'Г-75». Всю зиму провозились ребята с трак­ торами. Всю зиму обивал пороги разных учреждений и предприятий Качанов в по­ исках запасных частей. И вот полный кон­ фуз. На дворе буйствует весна, а в школе стоят «бездыханными» два «ДТ-75». Соб­ ственно, вины ребят и его, Качанова, здесь нет. Тракторам давно пора на свалку. Но от этого не легче. Дискредитируется сама идея создания школьных производственных бригад. Нужно добиваться, чтобы школе передавали новую технику, а не заведомый металлолом, чтобы руководители и специ­ алисты колхоза внимательно и серьезно относились к нуждам бригады. Нужно бо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2