Сибирские огни, 1985, № 10
труду руками, он широко шагал рядом с нами, с улыбкой рассказывая о школьных делах, о планах на лето. У него вниматель ный взгляд, хорошо поставленный негром кий голос. — Когда начнет работать лагерь труда и отдыха? — строго спрашивает Бунцева. — Как только сделаем вагончики. Дня через два. — Не торопитесь, не торопитесь,— заме чает Зоя Ивановна. — Хотите, покажу вагончики?— предла гает Качанов, словно бы и не замечая не довольства заведующей районо.— Пойдемте. Мы выходим на улицу. — В прошлом году мы жили в палатках, — поясняет мне директор.— Очень было неудобно: тесно, к тому же днем жарко, а ночью прохладно. Мы подошли к остовам двух будущих вагончиков. Изготовленные из металличе ского уголка и поставленные на полозья из швеллера, они находились возле школьной мастерской. — Да,— сердится Бунцева,— вагончики существуют пока только в вашем вообра жении. — Зоя Ивановна, вы мне не верите? — притворно обижается Качанов.— Приез жайте через пару дней... — Приеду, приеду,— строжится Бунцева. ,— Пожалуйста,— смеется Качанов, потом обращается ко мне.— Вагончики будут тесовые. Внутри обошьем древесно-волок нистой плитой. И сделаем откидные полки, спальные. Как в пассажирских вагонах. Понимаете, а? — глаза директора загорают ся.— Поднял полки — и образовалась просторная комната. Неподалеку от мастерской стоят тракто ра, зерновой и силосоуборочные комбайны, набор прицепного инвентаря. — Богато живете,— замечаю я.—Прямо- таки колхозный машинный двор. — Ну, до колхозного машинного двора нам, ох, как далеко. Шесть тракторов не так уж и много. Ведь за школьной произ водственной бригадой закреплено 500 гек таров пашни и 1000 сенокосных угодий. Мы выполняем круглогодично весь комплекс полевых работ. Недаром ребята говорят: наше поле, наш хлеб, наше сено. Все это Действительно наше. Потому что взращено, взлелеяно руками самих школьников,— Качанов круто остановился.— Ребята гор дятся, что самостоятельно выращивают хлеб, корма. И очень ревностно относятся ко всему, что касается их самостоятель ности. Малыш, едва научившись ходить и говорить, требовательно заявляет: я сам. Так вот и наши школьники говорят: мы все будем делать сами. Весна 1984 года, вы, наверное, помните, выдалась ненастной. Посевная шла со скрипом. Колхозные ме ханизаторы сеяли пропашные и прихватили школьную плантацию. Из добрых побуж дений. Поможем, мол, ребятишкам. А ре бятишки, узнав об этом, наотрез отказались признавать эту плантацию своей и добились, чтобы правление колхоза отвело им другое поле. Возле новенькой тракторной тележки работал коренастый подросток. Он стара тельно, не обращая на нас внимания, под тягивал гайки. Рядом с ним орудовал ключом молодой человек лет двадцати трех. — Виктор Иьаноьіич Кудлаев,— ііредста* вил молодого человека Качанов.— Один из первых бригадиров нашей ученической производственной бригады. Сейчас трудится в школе мастером-наладчиком. От колхоза. Колхоз и зарплату платит. — Ну как, Вовка, получается? — спросил Виктор Николаевич у мальчика. Вовка мельком глянул на нас и ответил сердито: — Получается, чего ж не получится. Только вот обидно: новая тележка, а не проверь — вмиг развалится, потому как собрана на живульку. — Ну что ж, бывает. Бракоделы и не добросовестные люди не перевелись еще,— ответил Качанов. — Так-то оно так,— солидно согласился мальчик.— Они вон и у нас есть. Только обидно переделывать. — А я, пожалуй, нынче разрешу тебе трактор водить,— неожиданно говорит Вик тор Николаевич. — Правда? — подросток оставил свое за нятие и весь потянулся к Качанову.— Это правда? — Я когда-нибудь обманывал? — Не-е,— расплылся в счастливой улыбке * * « — Не рано ли Вовке трактор водить? — поинтересовался я, когда мы остались с директором вдвоем. — А почему, собственно, рано? — Виктор Николаевич пристально посмотрел на меня. — Мы приняли хороший закон о реформе народного образования, но, к сожалению, зачастую продолжаем мыслить старыми категориями. Надо уяснить одну очень и очень важную истину, если мы хотим на учить детей трудиться: надо дать им воз можность, и как можно раньше, работать по-настоящему, а не играть в труд. Под- юсткам очень важен результат работы. 4 если они видят этот результат, могут пощупать его руками и получают, подчер киваю, получают за него заработную пла ту — процесс труда, каким бы он ни был длительным и тяжелым, перестает их об ременять. Мы шли вдоль широкой улицы. Полуден ное солнце пекло нещадно. В деревне стояла сонная тишина. Я с удивлением оглядывался вокруг: где же люди? Даже самые младшие, закончив свои дела на пришкольном участке, куда-то попрятались. Но вот послышался отдаленный, будто несмелый рокот трактора. Он быстро раз растался. наплывал на деревню, рвал на части тишь. Качанов посмотрел, приставив козырьком ладонь к глазам, на новенький, сияющий краской тоактор: — Ну вот, наш Леня едет. — Почему вы решили, что это именно он, ваш ученик? — Ну, собственную премию за первое место среди ученических производственных бригад района мы узнаем издалека,— рас смеялся Виктор Николаевич.— Этот «МТЗ- 80» — наша премия. А работает на нем сегодня по графику именно Леня. Качанов помахал трактористу рукой, машина лихо подвернула к нам. Из кабины выпрыгнул круглолицый паренек.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2