Сибирские огни, 1985, № 10
доярок водить поезда!» Ему тут же вежли. во напомнили, что подъем сельского хозяй ства — это всенародное дело, что это линия, определенная съездами партии, Пленумами ЦК КПСС. Спорить он не стал, но и пози ции своей, насколько я знаю, в практиче ской деятельности не изменил. Таких ра ботников было бы полезно посылать поча ще в бамовские города и поселки — на ме сте отношение к продовольственным забо там строителей быстро трансформируется. Кстати, вот уже десять лет между Мин- трансстроем. и Министерством путей сообще ния идет препирательство по поводу соз дания подсобных хозяйств. Представители МПС отбиваются, утверждая, что их работ ники еще не пришли в зону БАМ. А Мин- трансстрой резонно возражает, что его тру довые коллективы, построив участок дороги, уйдут на другое место и незачем им созда вать крупные подсобные хозяйства. Затем они меняются местами: подразделения Ми нистерства путей сообщения готовы орга низовать подсобное хозяйство, но строи тельные управления Минтрансстроя дей ствительно ушли на новые участки, а дру гих подрядчиков нет. Хорошо, если бы эти уроки были учтены при дальнейшем освое нии БАМа. Мы привыкли к словам «комплексность», «системность». Действительно, это важные принципы развития всей экономики. А для решения продовольственных проблем зоны БАМ другого подхода просто не существу ет: здесь все вопросы должны рассматри ваться комплексно и системно. Малейшее несоответствие в отраслях аг ропромышленного комплекса откликается крупными проблемами. Например, совхозы и колхозы в нескольких районах зоны БАМ увеличивают производство молока, карто феля и овощей. Но из-за отсутствия кар тофеле- и овощехранилищ торговые орга низации выращенную продукцию не берут. Еще парадокс: в частном порядке бамовцы могут приехать в совхоз и закупить для своего коллектива машину капусты, а у ра ботников ОРСа разворотливости не всегда •хватает. Такое же положение с молоком: строительство ферм должно сочетаться с сооружением молочных заводов и холодиль ников. Особо при создании продовольственной базы БАМа должен учитываться фактор времени: даже в районах традиционного земледелия с развитой производственной инфраструктурой мощными строительными организациями сооружение животноводче ских ферм растягивается на пятилетки. А в зоне БАМ, где кроме Главбамстроя, кото рый рано или поздно свернет работы, нет строителей, где нет необходимых трудовых ресурсов, предприятий строительной инду стрии, сооружение даже простейшего ко ровника выливается в серьезную проблему. И вполне вероятной окажется ситуация, когда Удоканский гбрно-обогатительный комбинат будет давать свою продукцию, а молоко придется возить самолетами за тысячи километров. * * * Много проблем в развитии аграрного це ха зоны БАМ. Проблем более или менее Сложных. Главное — нельзя терять времени необходимо немедленно делать все воз можное, чтобы в ближайшее время на сто ле бамовцев были и огурцы, и свежее мо локо, и сметана, чтобы в магазинах былг мясо, диетические яйца, картофель. Да, учеными-аграрниками за прошедшие годы сделано много, даны рекомендации по освоению земель, по выращиванию сель скохозяйственных культур, по строитель ству молочных ферм, теплиц и' птицефаб рик. Но осталось немало «белых пятен»: зарождается новый тип земледелия в усло виях вечной мерзлоты, требует изучения проблема мелиорации заболоченных мерз лотных почв, охраны природы, формируют ся новые типы кормления высокопродук тивного скота при отсутствии зеленых и сочных кормов. БАМ — не последняя крупная стройка Сибири. Уже намечены новые направления строительства железной дороги, автомаги стралей, освоения уникальных месторожде ний полезных ископаемых. И опыт фор мирования аграрных цехов зоны БАМ бу дет полезным для будущих территориаль но-производственных комплексов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2