Сибирские огни, 1985, № 10
так и второй позиции. Например, себестои мость продукции в зоне БАМ дороже, чем в хозяйствах Западной Сибири — пашни вдоль трассы мало. С другой стороны, при транспортировке продукции н а , большие расстояния неизбежны потери, снижение качества. Да и затраты на транспортиров ку немалые. Как же быть? , Комплексные исследования, выполнен ные учеными, позволяют аргументирован но ответить на этот вопрос. Истина, как это часто бывает, лежит посередине: часть продукции надо обязательно производить непосредственно вблизи промышленных центров зоны БАМ, другую часть — выгод нее и целесообразнее завозить из прилегаю щих районов и даже других зон страны. А на месте необходимо получать скоропортя щуюся и малотранспортабельную продук цию, в первую очередь — цельное молоко, кисломолочные продукты, диетические яй ца, овощи защищенного грунта, а также местного ассортимента (в открытом грун те) и картофель. Я был свидетелем, когда из Зейского района вертолетом попытались доставить в Тынду лук-перо. Снабженцы заказали совхозу приготовить продукцию на полную грузоподъемность вертолета. А когда началась погрузка, выяснилось, что взять удастся в лучшем случае десятую часть: транспортировать лук-перо так же невыгодно, как трубы большого диамет ра— объем большой, а веса мало. От та ких затей в дальнейшем пришлось отка заться. Еще более сложным представляется транспортировка свежих огурцов в зимнее время: специальный, транспорт, обогревае мая тара, да и сроки предельно малые: по ка везешь — огурцы теряют товарный вид и годятся лишь на корм скоту. То же самое с транспортировкой цельного молока, дие тических яиц. Если использовать для тран спортировки авиацию, то это дорого и не надежно, а молоко надо доставлять еже дневно, его нельзя хранить несколько суток, пока установится летная погода. Возить молоко за тысячи километров на автома шинах по бездорожью тоже нельзя. Же лезная дорога надежна, но ближайшие от зоны БАМ пункты, где имеется относитель ный избыток молока — это Новосибирская область и Алтайский край, то есть время в пути вновь многократно превышает ра зумные сроки. А для производства этих видов продук ции на БАМе имеются объективные усло вия. При проведении даже простейших ме лиоративных работ естественные сенокосы могут обеспечить коров сеном и сенажом. На пашне можно получать необходимые зеленые и грубые корма, агроклиматиче ских ресурсов для этого вполне достаточ но. Тепличные комбинаты, особенно при использовании избытка тепла промышлен ных предприятий, ГРЭС и ТЭЦ, эффектив ны даже за полярным кругом. Здесь будут крупные электростанции (Нерюнгринская ГРЭС, Зейская и Мокская ГЭС и др.), а нашими учеными предложен оригинальный способ обогрева теплиц с помощыо .элек тропроводного бетона, что стало весомым аргументом в пользу строительства теплич ных комбинатов. Разработан проект теп лиц с двойным пленочным укрытием, испы тание которых под Якутском в 50-градус ный мороз дало хорошие результаты: по многим параметрам микроклимата, осве щенности, по капиталоемкости пленочная превзошла обычные теплицы со стеклянным покрытием. Но весь объем продукции в зоне БАМ производить нельзя: даже при самом льгот ном финансировании нельзя надеяться, что в ближайшей перспективе площадь пашни вырастет с 40 тыс. до 1 млн. га. Во многих районах (Чара, Нерюнгри, Чульман, Берка- кит) совершенно нет участков земли, при годной для освоения. Поэтому бессмыслен но планировать здесь посевы зерновых культур. А там, где пашня имеется и зер новые с трудом вызревают, нерационально занимать ими столь дефицитную пашню и получать очень дорогое зерно. Легче и де шевле завозить продовольственное зерно и комбикорма из Западной Сибири, чем про изводить его на месте. Проще привезти ва гон зерна, комбикормов или муки, чем ма шину свежих огурцов или зеленого лука. Вот из таких соображений и рекомендова но поставлять, в зону БАМ из других райо нов зерно, комбикорма, мясо, масло, сыр, сухое молоко, овощи южного ассортимен та, бахчевые культуры, фрукты. Для их производства здесь нет достаточных агро климатических условий, земельных ресур сов, местное производство зерна и других транспортабельных видов продукции обхо дится значительно дороже завозимой про дукции даже с учетом затрат на ее тран спортировку. Вариант, учитывающий рациональное со четание местного производства скоропортя щейся и малотранспортабельной продукции с завозом зерна, мяса, продуктов перера ботки молока, является наиболее экономич ным и реальным. Он не требует астрономи ческих капиталовложений в освоение зе мель под пашню, в строительство свино комплексов, сотен молочных ферм. Эта стратегия является наиболее гибкой, пото му что позволяет постоянно адаптировать ся, приспосабливаться к меняющимся тем пам роста населения. Однако при реализации данного вари анта следует учитывать несколько ф.чкго- ров. Во-первых, удельный вес завоза и ме стного производства будет неодинаковы.м по различным районам. Зейскнй район мо жет почти .полностью обеспечить себя про довольствием за счет местного производ ства, а Нерюнгри н Каларский район в ос новном будут снабжаться за счет завоза. Другие районы занимают промежуточное положение между этими крайними точка ми. Во-вторых, ориентация на частичный за воз продукции не означает, что не потребу ется капитальных вложений; они нужны и в зоне БАМ — для строительства холодиль ников, овоще- и картофелехранилищ, мо лочных заводов, цехов по переработке мяса. Вложения необходимы и для интенсифика ции производства в районах, откуда будет поставляться продукция. Ведь как уже под черкивалось ранее, избытка продовольствия на Дальнем Востоке нет. Если мы хотим поставлять в зону БАМ мясо или масло, эти продукты надо где-то производить до полнительно к тому, что имеется сегодня. Потребуются капитальные вложения, ме^ лиорацня, комбикорма, удобрения. Причем
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2