Сибирские огни, 1985, № 10

так и второй позиции. Например, себестои­ мость продукции в зоне БАМ дороже, чем в хозяйствах Западной Сибири — пашни вдоль трассы мало. С другой стороны, при транспортировке продукции н а , большие расстояния неизбежны потери, снижение качества. Да и затраты на транспортиров­ ку немалые. Как же быть? , Комплексные исследования, выполнен­ ные учеными, позволяют аргументирован­ но ответить на этот вопрос. Истина, как это часто бывает, лежит посередине: часть продукции надо обязательно производить непосредственно вблизи промышленных центров зоны БАМ, другую часть — выгод­ нее и целесообразнее завозить из прилегаю­ щих районов и даже других зон страны. А на месте необходимо получать скоропортя­ щуюся и малотранспортабельную продук­ цию, в первую очередь — цельное молоко, кисломолочные продукты, диетические яй­ ца, овощи защищенного грунта, а также местного ассортимента (в открытом грун­ те) и картофель. Я был свидетелем, когда из Зейского района вертолетом попытались доставить в Тынду лук-перо. Снабженцы заказали совхозу приготовить продукцию на полную грузоподъемность вертолета. А когда началась погрузка, выяснилось, что взять удастся в лучшем случае десятую часть: транспортировать лук-перо так же невыгодно, как трубы большого диамет­ ра— объем большой, а веса мало. От та­ ких затей в дальнейшем пришлось отка­ заться. Еще более сложным представляется транспортировка свежих огурцов в зимнее время: специальный, транспорт, обогревае­ мая тара, да и сроки предельно малые: по­ ка везешь — огурцы теряют товарный вид и годятся лишь на корм скоту. То же самое с транспортировкой цельного молока, дие­ тических яиц. Если использовать для тран­ спортировки авиацию, то это дорого и не надежно, а молоко надо доставлять еже­ дневно, его нельзя хранить несколько суток, пока установится летная погода. Возить молоко за тысячи километров на автома­ шинах по бездорожью тоже нельзя. Же­ лезная дорога надежна, но ближайшие от зоны БАМ пункты, где имеется относитель­ ный избыток молока — это Новосибирская область и Алтайский край, то есть время в пути вновь многократно превышает ра­ зумные сроки. А для производства этих видов продук­ ции на БАМе имеются объективные усло­ вия. При проведении даже простейших ме­ лиоративных работ естественные сенокосы могут обеспечить коров сеном и сенажом. На пашне можно получать необходимые зеленые и грубые корма, агроклиматиче­ ских ресурсов для этого вполне достаточ­ но. Тепличные комбинаты, особенно при использовании избытка тепла промышлен­ ных предприятий, ГРЭС и ТЭЦ, эффектив­ ны даже за полярным кругом. Здесь будут крупные электростанции (Нерюнгринская ГРЭС, Зейская и Мокская ГЭС и др.), а нашими учеными предложен оригинальный способ обогрева теплиц с помощыо .элек­ тропроводного бетона, что стало весомым аргументом в пользу строительства теплич­ ных комбинатов. Разработан проект теп­ лиц с двойным пленочным укрытием, испы­ тание которых под Якутском в 50-градус­ ный мороз дало хорошие результаты: по многим параметрам микроклимата, осве­ щенности, по капиталоемкости пленочная превзошла обычные теплицы со стеклянным покрытием. Но весь объем продукции в зоне БАМ производить нельзя: даже при самом льгот­ ном финансировании нельзя надеяться, что в ближайшей перспективе площадь пашни вырастет с 40 тыс. до 1 млн. га. Во многих районах (Чара, Нерюнгри, Чульман, Берка- кит) совершенно нет участков земли, при­ годной для освоения. Поэтому бессмыслен­ но планировать здесь посевы зерновых культур. А там, где пашня имеется и зер­ новые с трудом вызревают, нерационально занимать ими столь дефицитную пашню и получать очень дорогое зерно. Легче и де­ шевле завозить продовольственное зерно и комбикорма из Западной Сибири, чем про­ изводить его на месте. Проще привезти ва­ гон зерна, комбикормов или муки, чем ма­ шину свежих огурцов или зеленого лука. Вот из таких соображений и рекомендова­ но поставлять, в зону БАМ из других райо­ нов зерно, комбикорма, мясо, масло, сыр, сухое молоко, овощи южного ассортимен­ та, бахчевые культуры, фрукты. Для их производства здесь нет достаточных агро­ климатических условий, земельных ресур­ сов, местное производство зерна и других транспортабельных видов продукции обхо­ дится значительно дороже завозимой про­ дукции даже с учетом затрат на ее тран­ спортировку. Вариант, учитывающий рациональное со­ четание местного производства скоропортя­ щейся и малотранспортабельной продукции с завозом зерна, мяса, продуктов перера­ ботки молока, является наиболее экономич­ ным и реальным. Он не требует астрономи­ ческих капиталовложений в освоение зе­ мель под пашню, в строительство свино­ комплексов, сотен молочных ферм. Эта стратегия является наиболее гибкой, пото­ му что позволяет постоянно адаптировать­ ся, приспосабливаться к меняющимся тем­ пам роста населения. Однако при реализации данного вари­ анта следует учитывать несколько ф.чкго- ров. Во-первых, удельный вес завоза и ме­ стного производства будет неодинаковы.м по различным районам. Зейскнй район мо­ жет почти .полностью обеспечить себя про­ довольствием за счет местного производ­ ства, а Нерюнгри н Каларский район в ос­ новном будут снабжаться за счет завоза. Другие районы занимают промежуточное положение между этими крайними точка­ ми. Во-вторых, ориентация на частичный за­ воз продукции не означает, что не потребу­ ется капитальных вложений; они нужны и в зоне БАМ — для строительства холодиль­ ников, овоще- и картофелехранилищ, мо­ лочных заводов, цехов по переработке мяса. Вложения необходимы и для интенсифика­ ции производства в районах, откуда будет поставляться продукция. Ведь как уже под­ черкивалось ранее, избытка продовольствия на Дальнем Востоке нет. Если мы хотим поставлять в зону БАМ мясо или масло, эти продукты надо где-то производить до­ полнительно к тому, что имеется сегодня. Потребуются капитальные вложения, ме^ лиорацня, комбикорма, удобрения. Причем

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2