Сибирские огни, 1985, № 10
том, мы выскакивали прямо в воду (а дело было в сентябре). В таких условиях брали на анализ про бы, пытались делать почвенные разрезы. В конце концов стало ясно, что для сено косов можно выбрать довольно неплохие участки. Едва мы закончили обследования, выдал снег и мы с трудом выбрались из Чульмана. Многовариантные расчеты, выполненные в Якутске (работали и день, и ночь), пока зали, что в Нерюнгри-Чульмане можно по- строить птицефабрику на 50 тысяч кур-не сушек, тепличный комбинат на 6 га и мо лочную ферму на 800 коров. Было принято решение строить сельскохозяй ственный комплекс в Нерюнгри для работ ников угольной промышленности силами и за счет Минуглепрома по общей смете со оружения Нерюнгринского угольного раз реза. Замечу, это первый и пока, к сожа лению, единственный пример, когда объек ты основной специализации и продоволь ственные цеха строятся по одному титулу и по одной смете. Сегодня я немного сожалею, что в те времена мы проявили осторожность и не предложили более крупную молочную фер му, хотя бы предусмотрев строительство второй очереди, так как 800 коров на 80 тысяч жителей — это капля в море. Но, с другой -стороны, освоение земель ведется хуже, чем мы предполагали, и к моменту ввода в действие молочной фермы даже с поголовьем 800 коров корма придется за возить. Так закончилась первая экспединия на БАМ. Я отчитался и вернулся к своим лю бимым формулам и алгоритмам. Зимой мне пришлось выехать в Минск для участия во всесоюзной конференции по экономико-ма тематическим методам. Вдруг председа тельствующий объявляет, что Новоселова просят срочно зайти в кабинет директора: я должен немедленно вылететь в Москву. Связавшись с президиумом СО ВАСХНИЛб я узнал, что в понедельник (а звонил я в пятницу) будет обсуждаться вопрос о раз витии сельского хозяйства в зоне БАМ. Я пытался возражать, что в зоне БАМ знаю, причем плохо, всего лишь один уча сток, что со мной нет материалов и т. д. Возражения не были приняты, материалы якутской экспедиции доставили с нароч ным, и мне пришлось участвовать в этом за седании. Тогда и прозвучал вопрос: «А что растет на БАМе?» И вот принято вполне обоснованное решение — в трехлетний срок провести комплексные исследования и пред ставить правительству конкретную програм му развития сельского хозяйства. Как я уже говорил, перед учеными вста ла нелегкая задача. Зона БАМ — белое пятно на сельскохозяйственной карте, в этих районах нет ни одного научного под разделения, не закладывалось никаких опытов (а для агрономических опытов тре буется минимум трехлетняя повторность), отсутствовала материальная база, тран спортные связи, а весна уже приближалась, и если мы не посеем, то потеряем ровно год. Президиум СО ВАСХНИЛ принял эк стренные меры, В аппарате президиума был создан отдел по БАМу, учредили дол жность заместителя председателя СО ВАСХНИЛ по БАМу, срочно сформировали группы ученых из институтов, расположен ных в Новосибирске, Омске, Благовещен ске, Иркутске. Необходимую сельскохозяй ственную технику взяли в опытных хозяй ствах, с большими трудностями погрузили ее на платформы и отправили в Тынду, Усть-Кут, в другие поселки, имеющие связь с Транссибирской магистралью. Было ясно, что техника опоздает к началу посевной. Приняли решение заложить опыты вруч ную, семена завозить в рюкзаках. Условия для работы были очень трудны ми. Приходилось размещаться в палатках, в охотничьих избушках, которые затапли вались во время паводков. Использовались все виды транспортных средств— от вез деходов и трелевочных тракторов до само летов, вертолетов, оленей и лошадей. И все же опыты были заложены практически ьо всех районах, где предполагалось проло жить трассу БАМ. Вспоминая те дни, хотелось бы подчерк нуть самоотверженность научных сотруд ников, техников, лаборантов. Академик П. Л. Гончаров, будущий председатель Си бирского отделения ВАСХНИЛ, отложив все дела, самолетом, с рюкзаком добрался до Иркутского участка зоны БАМ и вруч ную заложил необходимые опыты. Экспе диция института кормов во главе с А. Л1. Мустафиным добиралась от Тынды до опорного пункта на небольшом самолете. Когда все рюкзаки и мешки экспедиции загрузили в самолет, бывалые летчики а.\- нули: неужели весь этот груз перенесли на своих плечах? Самоотверженность проявили все. На многие участки зоны БАМ ученые-аграрни ки приехали раньше строителей-бамовцев. Нередкими были ситуации: рельсы прихо дят в район, идет митинг по поводу встре чи первого поезда, а героев-бамовцев и го стей встречают цветами, выращенными в теплицах СО ВАСХНИЛ, на праздничном столе — овощи, полученные на грядках, за ложенных сибирскими учеными. Как и всех первопроходцев, трудности встречали нас на каждом шагу. Гнус, за морозки в июле, проблемы с горючим, без дорожье (даже вездеход на гусеничном хо ду выручал далеко не всегда), отсутствие жилья — все это нахлынуло на городских жителей, на недавних выпускников инсти тутов и техникумов. Но никто не хныкал, не сбежал с БАМа, весь необходимый объем работ был выполнен. Поэтому зи мой, когда подводились итоги работы ин ститутов, среди награжденных грамотами и значками победителей соревнования, а позже правительственными наградами, бы ло много аграрников-бамовцев. Открыв опорные пункты, бамовцы-аг- рарники устраивались капитально, основа тельно. К примеру, работники опорного «. пункта Сибирского НИИ растениеводства и селекции супруги Оксененки поехали из Новосибирска в Казачинско-Ленскин рай он с маленьким ребенком. Зимовать при шлось в вагончике, что казалось романтич ным лишь первые два-трн дня. Когда же наступили будни с крепкими сибирскими морозами, то о романтике не вспоминали. Но молодые супруги не растерялись, энер гично взялись за организацию опорного пункта. В короткий срок были выстроены
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2