Сибирские огни, 1985, № 10

том, мы выскакивали прямо в воду (а дело было в сентябре). В таких условиях брали на анализ про­ бы, пытались делать почвенные разрезы. В конце концов стало ясно, что для сено­ косов можно выбрать довольно неплохие участки. Едва мы закончили обследования, выдал снег и мы с трудом выбрались из Чульмана. Многовариантные расчеты, выполненные в Якутске (работали и день, и ночь), пока­ зали, что в Нерюнгри-Чульмане можно по- строить птицефабрику на 50 тысяч кур-не­ сушек, тепличный комбинат на 6 га и мо­ лочную ферму на 800 коров. Было принято решение строить сельскохозяй­ ственный комплекс в Нерюнгри для работ­ ников угольной промышленности силами и за счет Минуглепрома по общей смете со­ оружения Нерюнгринского угольного раз­ реза. Замечу, это первый и пока, к сожа­ лению, единственный пример, когда объек­ ты основной специализации и продоволь­ ственные цеха строятся по одному титулу и по одной смете. Сегодня я немного сожалею, что в те времена мы проявили осторожность и не предложили более крупную молочную фер­ му, хотя бы предусмотрев строительство второй очереди, так как 800 коров на 80 тысяч жителей — это капля в море. Но, с другой -стороны, освоение земель ведется хуже, чем мы предполагали, и к моменту ввода в действие молочной фермы даже с поголовьем 800 коров корма придется за­ возить. Так закончилась первая экспединия на БАМ. Я отчитался и вернулся к своим лю­ бимым формулам и алгоритмам. Зимой мне пришлось выехать в Минск для участия во всесоюзной конференции по экономико-ма­ тематическим методам. Вдруг председа­ тельствующий объявляет, что Новоселова просят срочно зайти в кабинет директора: я должен немедленно вылететь в Москву. Связавшись с президиумом СО ВАСХНИЛб я узнал, что в понедельник (а звонил я в пятницу) будет обсуждаться вопрос о раз­ витии сельского хозяйства в зоне БАМ. Я пытался возражать, что в зоне БАМ знаю, причем плохо, всего лишь один уча­ сток, что со мной нет материалов и т. д. Возражения не были приняты, материалы якутской экспедиции доставили с нароч­ ным, и мне пришлось участвовать в этом за­ седании. Тогда и прозвучал вопрос: «А что растет на БАМе?» И вот принято вполне обоснованное решение — в трехлетний срок провести комплексные исследования и пред­ ставить правительству конкретную програм­ му развития сельского хозяйства. Как я уже говорил, перед учеными вста­ ла нелегкая задача. Зона БАМ — белое пятно на сельскохозяйственной карте, в этих районах нет ни одного научного под­ разделения, не закладывалось никаких опытов (а для агрономических опытов тре­ буется минимум трехлетняя повторность), отсутствовала материальная база, тран­ спортные связи, а весна уже приближалась, и если мы не посеем, то потеряем ровно год. Президиум СО ВАСХНИЛ принял эк­ стренные меры, В аппарате президиума был создан отдел по БАМу, учредили дол­ жность заместителя председателя СО ВАСХНИЛ по БАМу, срочно сформировали группы ученых из институтов, расположен­ ных в Новосибирске, Омске, Благовещен­ ске, Иркутске. Необходимую сельскохозяй­ ственную технику взяли в опытных хозяй­ ствах, с большими трудностями погрузили ее на платформы и отправили в Тынду, Усть-Кут, в другие поселки, имеющие связь с Транссибирской магистралью. Было ясно, что техника опоздает к началу посевной. Приняли решение заложить опыты вруч­ ную, семена завозить в рюкзаках. Условия для работы были очень трудны­ ми. Приходилось размещаться в палатках, в охотничьих избушках, которые затапли­ вались во время паводков. Использовались все виды транспортных средств— от вез­ деходов и трелевочных тракторов до само­ летов, вертолетов, оленей и лошадей. И все же опыты были заложены практически ьо всех районах, где предполагалось проло­ жить трассу БАМ. Вспоминая те дни, хотелось бы подчерк­ нуть самоотверженность научных сотруд­ ников, техников, лаборантов. Академик П. Л. Гончаров, будущий председатель Си­ бирского отделения ВАСХНИЛ, отложив все дела, самолетом, с рюкзаком добрался до Иркутского участка зоны БАМ и вруч­ ную заложил необходимые опыты. Экспе­ диция института кормов во главе с А. Л1. Мустафиным добиралась от Тынды до опорного пункта на небольшом самолете. Когда все рюкзаки и мешки экспедиции загрузили в самолет, бывалые летчики а.\- нули: неужели весь этот груз перенесли на своих плечах? Самоотверженность проявили все. На многие участки зоны БАМ ученые-аграрни­ ки приехали раньше строителей-бамовцев. Нередкими были ситуации: рельсы прихо­ дят в район, идет митинг по поводу встре­ чи первого поезда, а героев-бамовцев и го­ стей встречают цветами, выращенными в теплицах СО ВАСХНИЛ, на праздничном столе — овощи, полученные на грядках, за­ ложенных сибирскими учеными. Как и всех первопроходцев, трудности встречали нас на каждом шагу. Гнус, за­ морозки в июле, проблемы с горючим, без­ дорожье (даже вездеход на гусеничном хо­ ду выручал далеко не всегда), отсутствие жилья — все это нахлынуло на городских жителей, на недавних выпускников инсти­ тутов и техникумов. Но никто не хныкал, не сбежал с БАМа, весь необходимый объем работ был выполнен. Поэтому зи­ мой, когда подводились итоги работы ин­ ститутов, среди награжденных грамотами и значками победителей соревнования, а позже правительственными наградами, бы­ ло много аграрников-бамовцев. Открыв опорные пункты, бамовцы-аг- рарники устраивались капитально, основа­ тельно. К примеру, работники опорного «. пункта Сибирского НИИ растениеводства и селекции супруги Оксененки поехали из Новосибирска в Казачинско-Ленскин рай­ он с маленьким ребенком. Зимовать при­ шлось в вагончике, что казалось романтич­ ным лишь первые два-трн дня. Когда же наступили будни с крепкими сибирскими морозами, то о романтике не вспоминали. Но молодые супруги не растерялись, энер­ гично взялись за организацию опорного пункта. В короткий срок были выстроены

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2