Сибирские огни, 1985, № 10

ную проблему этих районов за счет пере­ распределения продукции. Однако ничего хорошего из этого не получилось: подоб­ ная хозяйственная политика напоминала перекраивание «тришкиного кафтана». Что греха таить — ведь и сегодня по многим промышленным центрам ощущается нехват­ ка наиболее ценных продуктов питания — мяса, масла, сыра, молока. А в зоне БАМ практически нечего перераспределять — об­ ласти, края и АССР, по которым проходит трасса, не только не имеют избытка про­ довольствия, но производят его недоста­ точно и для существующих городов и ра­ бочих поселков. Можно ли надеяться, что в зону БАМ бу­ дет поставляться мясо, сыр, молоко за счет ухудшения снабжения промышленного Ир­ кутска, Улан-Удэ, Читы и других городов? Целесообразно ли, да и возможно ли во­ зить продукты питания в Нерюнгри из Якутска, который расположен намного се­ вернее? Конечно, нет Ни сегодня, ни в ближайшей перспективе эти области не будут иметь избытка продовольствия для поставок на БАМ. Многих руководителей плановых и хозяйственных органов насто­ раживал тот факт, что сельское хозяйство в зоне БАМ было развито чрезвычайно слабо. Около Чульмана, вблизи Тынды, Ча­ ра, Северобайкальска. будущего Зейска, Февральска пашни практически не было, поголовье коров в лучшем случае насчи­ тывало один-два десятка голов. К этому надо добавить, что трасса проходит по районам с вечной мерзлотой, в Южной Якутии и на севере Читинской области чрезвычайно короткий безморозный пери­ од. В общем, объективных оснований для скептицизма было немало. Но жизнь настоятельно требовала реше­ ния продовольственной проблемы, так как вслед за первостроителями появились и жи­ тели постоянных городов и рабочих посел­ ков со своими семьями, детьми, чье полно­ ценное питание нельзя было обеспечить . только за счет завозных концентратов. Выход был один — быстро провести комплексные исследования и дать дирек­ тивным органам рекомендации — где соз­ давать совхозы и подсобные хозяйства, какие земли осваивать в первую очередь, какие культуры можно возделывать в зоне БАМ. Такое масштабное и ответственное задание было дано Сибирскому отделению ВАСХНИЛ. Предстояло в короткий срок (за 3—4 года) детально обследовать север ные районы шести областей, краев и АССР в условиях бездорожья, при отсутствии ме­ стных сельскохозяйственных предприятий и научных учреждений, при недостатке картографических материалов. Словом, начинать надо было почти с ну­ ля. А жизнь заставляла нас торопиться. На БАМе бурно росло население, рождались дети, которым не столько была нужна тушенка, сколько натуральное молоко. Ученые Сибирского отделения ВАСХНИЛ взялись за выполнение этой задачи. Необ­ ходимо было изучить агроклиматические условия, выявить земли, пригодные для освоения в сельскохозяйственные угодья, разработать технологию их освоения, подо­ брать сельскохозяйственные культуры, ко­ торые будут расти в этих условиях, с помощью широкомасштабных полевы. опытов отработать агротехнику их воз делывания. 2. КАК ЭТО НАЧАЛОСЬ Для меня, как, по-видимому, и для мно­ гих других, строительство Байкало-Амур­ ской магистрали началось совершенно не­ ожиданно. На первых порах эта стройка ничем не отличалась от других. Мы уже привыкли читать о сооружении гигантов гидроэнергетики, о трудовых подвигах неф­ тяников Западной Сибири. Не менее мас­ штабные работы разворачивались по осво­ ению КАТЭК. И в этих условиях стройка БАМа воспринималась как одна из многих. И тем более трудно было предполагать что это событие в скором времени перевернет очень и очень многое в моей жизни. Первое знакомство с БАМом началось также неожиданно — Якутский обком КПСС обратился к Сибирскому отделению ВАСХНИЛ с просьбой подготовить пред­ ложения о перспективах развития сельско­ го- хозяйства в Южной Якутии, где начи­ налось освоение первенца зоны БАМ — Не- рюнгринского месторождения каменного угля. Президиум Сибирского отделения ВАСХНИЛ' на эту просьбу откликнулся, начали формировать состав экспедиции. Возглавлять ее поручили мне, заместителю директора Сибирского НИИ экономики сельского хозяйства. Обследование зоны БАМ в то время ма­ ло совпадало с моими научными интереса­ ми: занимался я применением экономико­ математических методов в планировании и прогнозировании сельского хозяйства. И вот первое знакомство с будущими по­ лями, на которых предстоит получать вы­ сокие урожаи сельскохозяйственных куль­ тур. Впечатление тяжелое, просто не верит­ ся, что здесь можно что-нибудь сеять: кам­ ни, мох, почти не разложившийся торф, стволы полусгнивших деревьев, и все это покрыто водой. Таким предстал участок около будущей станции Беркакит. Сразу же начались дискуссии: завезти сюда грунт из Западной Сибири? Гидропоника? Искус­ ственный грунт? Наиболее оптимистичными были высказывания местных ученых: «И не такое осваивали!» Было ясно одно, что за­ траты будут настолько колоссальными, что, действительно, всю продукцию будет де­ шевле возить самолетами. Хорошо, что с нами работали геологи, знавшие все долины вблизи Чульмана, землеустроители с подробными картами. По этим ориентирам с помощью вертолета стали искать более подходящйе участки. В долинах рек Окурдан, Кабакта, Горбы- лах обнаружили большие (по местным мер­ кам) массивы земли, пригодные для сель­ скохозяйственного освоения. Вертолетчики на первых порах, не понимая нашей зада- чи^высаживали нас на какой-нибудь косе, на бугорке, которые были удобными для посадки вертолета, но совершенно не имели почвенного слоя. Пришлось более подробно разъяснить нашу цель, и пилоты вняли на­ шим просьбам. Иногда в нарушение вся­ ких инструкций вертолет зависал над боло

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2