Сибирские огни, 1985, № 10
ную проблему этих районов за счет пере распределения продукции. Однако ничего хорошего из этого не получилось: подоб ная хозяйственная политика напоминала перекраивание «тришкиного кафтана». Что греха таить — ведь и сегодня по многим промышленным центрам ощущается нехват ка наиболее ценных продуктов питания — мяса, масла, сыра, молока. А в зоне БАМ практически нечего перераспределять — об ласти, края и АССР, по которым проходит трасса, не только не имеют избытка про довольствия, но производят его недоста точно и для существующих городов и ра бочих поселков. Можно ли надеяться, что в зону БАМ бу дет поставляться мясо, сыр, молоко за счет ухудшения снабжения промышленного Ир кутска, Улан-Удэ, Читы и других городов? Целесообразно ли, да и возможно ли во зить продукты питания в Нерюнгри из Якутска, который расположен намного се вернее? Конечно, нет Ни сегодня, ни в ближайшей перспективе эти области не будут иметь избытка продовольствия для поставок на БАМ. Многих руководителей плановых и хозяйственных органов насто раживал тот факт, что сельское хозяйство в зоне БАМ было развито чрезвычайно слабо. Около Чульмана, вблизи Тынды, Ча ра, Северобайкальска. будущего Зейска, Февральска пашни практически не было, поголовье коров в лучшем случае насчи тывало один-два десятка голов. К этому надо добавить, что трасса проходит по районам с вечной мерзлотой, в Южной Якутии и на севере Читинской области чрезвычайно короткий безморозный пери од. В общем, объективных оснований для скептицизма было немало. Но жизнь настоятельно требовала реше ния продовольственной проблемы, так как вслед за первостроителями появились и жи тели постоянных городов и рабочих посел ков со своими семьями, детьми, чье полно ценное питание нельзя было обеспечить . только за счет завозных концентратов. Выход был один — быстро провести комплексные исследования и дать дирек тивным органам рекомендации — где соз давать совхозы и подсобные хозяйства, какие земли осваивать в первую очередь, какие культуры можно возделывать в зоне БАМ. Такое масштабное и ответственное задание было дано Сибирскому отделению ВАСХНИЛ. Предстояло в короткий срок (за 3—4 года) детально обследовать север ные районы шести областей, краев и АССР в условиях бездорожья, при отсутствии ме стных сельскохозяйственных предприятий и научных учреждений, при недостатке картографических материалов. Словом, начинать надо было почти с ну ля. А жизнь заставляла нас торопиться. На БАМе бурно росло население, рождались дети, которым не столько была нужна тушенка, сколько натуральное молоко. Ученые Сибирского отделения ВАСХНИЛ взялись за выполнение этой задачи. Необ ходимо было изучить агроклиматические условия, выявить земли, пригодные для освоения в сельскохозяйственные угодья, разработать технологию их освоения, подо брать сельскохозяйственные культуры, ко торые будут расти в этих условиях, с помощью широкомасштабных полевы. опытов отработать агротехнику их воз делывания. 2. КАК ЭТО НАЧАЛОСЬ Для меня, как, по-видимому, и для мно гих других, строительство Байкало-Амур ской магистрали началось совершенно не ожиданно. На первых порах эта стройка ничем не отличалась от других. Мы уже привыкли читать о сооружении гигантов гидроэнергетики, о трудовых подвигах неф тяников Западной Сибири. Не менее мас штабные работы разворачивались по осво ению КАТЭК. И в этих условиях стройка БАМа воспринималась как одна из многих. И тем более трудно было предполагать что это событие в скором времени перевернет очень и очень многое в моей жизни. Первое знакомство с БАМом началось также неожиданно — Якутский обком КПСС обратился к Сибирскому отделению ВАСХНИЛ с просьбой подготовить пред ложения о перспективах развития сельско го- хозяйства в Южной Якутии, где начи налось освоение первенца зоны БАМ — Не- рюнгринского месторождения каменного угля. Президиум Сибирского отделения ВАСХНИЛ' на эту просьбу откликнулся, начали формировать состав экспедиции. Возглавлять ее поручили мне, заместителю директора Сибирского НИИ экономики сельского хозяйства. Обследование зоны БАМ в то время ма ло совпадало с моими научными интереса ми: занимался я применением экономико математических методов в планировании и прогнозировании сельского хозяйства. И вот первое знакомство с будущими по лями, на которых предстоит получать вы сокие урожаи сельскохозяйственных куль тур. Впечатление тяжелое, просто не верит ся, что здесь можно что-нибудь сеять: кам ни, мох, почти не разложившийся торф, стволы полусгнивших деревьев, и все это покрыто водой. Таким предстал участок около будущей станции Беркакит. Сразу же начались дискуссии: завезти сюда грунт из Западной Сибири? Гидропоника? Искус ственный грунт? Наиболее оптимистичными были высказывания местных ученых: «И не такое осваивали!» Было ясно одно, что за траты будут настолько колоссальными, что, действительно, всю продукцию будет де шевле возить самолетами. Хорошо, что с нами работали геологи, знавшие все долины вблизи Чульмана, землеустроители с подробными картами. По этим ориентирам с помощью вертолета стали искать более подходящйе участки. В долинах рек Окурдан, Кабакта, Горбы- лах обнаружили большие (по местным мер кам) массивы земли, пригодные для сель скохозяйственного освоения. Вертолетчики на первых порах, не понимая нашей зада- чи^высаживали нас на какой-нибудь косе, на бугорке, которые были удобными для посадки вертолета, но совершенно не имели почвенного слоя. Пришлось более подробно разъяснить нашу цель, и пилоты вняли на шим просьбам. Иногда в нарушение вся ких инструкций вертолет зависал над боло
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2