Сибирские огни, 1985, № 9
Что ж... У него там есть мама. Она всегда его любила. И оправдыва ла перед отцоім. Хотя откуда Альберт знает, защитит ли она сегодня? Что он вообще знает о ней, о своей родной матери? Когда грустила, что мужа долго нет, мотается по фермам, мать жалостливо и тихонько пела, утюжа рубашки или поливая на подокон никах горшки с геранью. Сама она с работы, из библиотеки, приходила рано, конечно, раньше председателя — с сумерками, надо же корову подоить, с овцами разобраться. Иногда приносила домой исйорченные книги — старики драли в них последние страницы, твердо убежденные, что их внуки вряд ли дочитают до конца такие толстые тома без картинок. Мать не выбрасывала обкорнанные издания, сшивала, склеивала, своди ла под единый картонный переплет, и получалась огромная книжища, совершенно загадочная по сюжету. Можно было подумать, что герои просто меняют имена — возникали удивительные истории. Отсюда тяга матери к тайнам кино: «Это ей снится?..» Она и к Альберту примеряла героические имена. Вдруг скажет: — А ты не похож сегодня на Керакла! — если Альберт отказался идти в хлев, к корове, менять солоіменную подстилку. Или: — Ты грустен сегодня, как Раскольников!..— И Альберт, собрав шийся мирно из темноты поглазеть в окно к Венерке, круто менял реше ние — схватив электрофонарик, бежал с мелюзгой воевать в овраге про тив невидимого врага. Земфира-апа смеялась порой над матерью: — Ты вся такая интеллигентная... можно моль тобой морить! И мать омущенно в течение некоторого времени переходила на сов сем другие слова: — Ой, этиён улысы! Папенькин сьщок! Раззява!..— если у сына рубаха на животе расстегнулась или брюки. Начинала говорить, ка к простая крестьянская дочь, какой она и была. Увидев, что Альберт слушает музыку, открыв рот точно ка к его отец, она омеялась: — Самалют залетит! ^ Земфира-апа, если была в гостях, добавляла более грубо: — Голубь капнет — только проглотят! Да что голубь?! Зубы можно драть щипцами — не почувствуют! Эйе? Может быть, мать училась у Земфиры подобной речи. Она всю жизнь завидовала Земфире, ее умению разговаривать с кем угодно и о чем угодно. Ничего толкоім не знает Альберт о своей матери. Конечно, мать есть мать. А кто она еще? Женщина, еще красивая женщина. Конечно, в ней живы и все деревенские предрассудки. В прошлый приезд Альберт пожаловался: что-то ботинки жмут, придется, видимо, покупать отныне сорок четвертый размер... Мать испуганно округлила глаза и зашептала, оглядываясь на входную дверь: — Ты шутишь?! Такие большие?! Не смей! Меня тут все знают, ска жут — у нее сын носит сорок четвертый... как грузчик... будут смеять ся! — Это не значило, что она белоручка, это лишь ее слова. Она сама мастерица —и картошку садить, и копать, и дрова пилить, а надо — и забор поднять. Только чтобы люди зря не говорили, она мужскую рабо ту отдаст сделать мужчине... Она гордилась мужам и сыном — таким их качеством, ка к упрям ство. Однажды «газик» у Ибрагимова сломался, отец побрел пешкам в Мензелинск через лес, попал под дождь с градом, простудился... Мать ругалась: — Ой, дурачок!.. Ведь по дороге столько деревень... и все нас зна ют... везде наша родня... не мог подождать? Поехал бы завтра! А уже если пошел — почему не попросился под крышу от дождя? Стеснялся, что ноги мокрые? Упрямый! Отдохнул бы дома, посмотрел на меня...— Наверное, она повторяла слова Земфиры. В такие минуты у нее не было своих слов, она могла только плакать. Она именно плакала, когда Альберт заболел — пообещал в школе за одну ночь к празднику выучить оду «Вольность» Пушкина и под утро слег с температурой. «Тогда божественного галла...— бормотал он,— 62
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2