Сибирские огни, 1985, № 9
формы колонизации, из которых самая мас совая штрафная, Потанин доказывает, что то, как она совершается в настоящее вре мя, есть явление ненормальное, и выделяет «народное колонизационное движение», ко торое «нуждается в помощи интеллигенции» и «в прочных началах, в которых были бы равно уважены потребности государства, самих колонистов и колонии». В это же самое время появляется ре цензия на «Избранные речи» Джона Брай та, озаглавленная «Что такое колония?» В ней Потанин с сочувствием излагает мысли Брайта по этому вопросу и подчеркивает, что «колониальная политика, какой она остается и доныне, есть одно из величай ших преступлений Европы против челове чества, может быть, уступающее по своей безнравственности только негроторговле», и поскольку далее в рецензии говорится о Сибири, нетрудно сделать вывод, что все это относится к российской колониальной политике. Привлекают внимание и рассказы-воспо минания Потанина о пребывании на катор ге. Названы они характерно и, по-видимо- му, точно по произведенному впечатле- ншо — «Лютые дни». Правда, три рассказа (из шести упомянутых в письме к Ядрин- цеву) — «Клубисты», «Милый человек», «Шуты» — не отличаются совершенством, но в нцх запечатлены тюремные типы с их специфическим жаргоном, с неповторимыми деталями каторжного быта, подчас под черкнуто экзотическими... Но главная «лю тость» в том, что перед читателем прохо дят духовно искалеченные люди: тюрьма для них стала родным домом, другого су ществования они для себя не видят. Выде ляется рассказ «Аул», написанный совмест но с Ядринцевым. Аул — это камера в ос троге (вероятно, в Омске), в котором сидят заключенные киргизы, татары, калмыки, словом, инородцы по принятому тогда наименованию. «Аул» — это своего рода предтеча рассказов В. Короленко, В. Тана- Богораза, Вяч. Шишкова о сибирских або ригенах — якутах, тунгусах, чукчах, алтай цах. Рассказ органично вписывается в систему размышлений Потанина и Ядрин- цева о судьбе Сибири при царизме с его националистической политикой. Рассказ проникнут глубоким уважением к другим национальностям, живущим в России. В остроге им живется труднее, чем русским, хотя бы потому, что острожная русская кухня для них непривычна, и никакие их смиренно-униженные просьбы изменить что-либо не берутся во внимание. Да не об одном питании говорят авторы: «Ежели тяжело крестьянину в остроге, то еще тя желее должно быть степному жителю, при выкшему к широкой воле. Люди, нравы острога ему чужды, тюремные развлечения его не занимают, близкие и родные часто его не навещают и боятся, в среде он не встречает никакой поддержки, русский язык ему чужд, законы неизвестны... Одно и то же наказание, назначаемое для рус ского, может совершенно иначе отражаться на инородце. А кто заглядывал в его Рассказ «Аул» и представляет собой своеобразную попытку «заглянуть в душу» татарина Хамитуллы, попавшего в острог за контрабанду, старика Тану, настоящего киргизского «барантача», то есть конокра да. Трогателен Хамитбулла в своей тоске о маленькой любимой дочке, о матери, всегда приветливой и заботливой; говорит о них он сбивчиво, перемежая русские слова с татарскими, но с радостью и охот но, когда убеждается, что его с интересом слушают. Он отзывчив и добр, ненавязчиво услужлив и деятелен, деловит, особенно ласков он с детьми, которые тоже живут в остроге. «Это был по виду легконогий тор говый татарин, хотя больше знал крестьян скую, чем торговую часть. Пусть он нахо дится в совершенном покое, сидит или ле жит, и все-таки вы сейчас же видите, что стоит только кликнуть, и он тотчас пока жет врожденную прыть». Узнает читатель о его трудолюбии и бескорыстии, о его ме чтах и вере, заключенной для него, грамотно го, «в татарских книжках духовного содер жания». Безыскусно, подчас наивными сред ствами, создан тем не менее образ обая тельного человека. Колоритен Тану, профессиональный ко нокрад, батыр, то есть герой, по представ лению соплеменников. Сильный, дерзостно смелый в молодости, он и теперь, уже семидесятилетний, был полон жизни; в ос троге балагурил, отвлекая себя и людей от горестных мыслей, рассказывал анекдоты, предания и сказки, которые знал во мно жестве, умел увлечь своих слушателей, мастерски пел. История его жизни не слож на. За грабеж попал на каторгу, затем на поселение, но бежал на китайскую сторо ну. Через несколько времени, думая, что его по старости лет простят, вернулся, же лая умереть в родной степи. Однако его арестовали, посадили в острог и теперь отправят этапом, в кандалах, в неведомую и чуждую тайгу. Рассказ завершается сце ной проводов любимца острожной камеры, чувствовавшего, что мечте его не суждено осуществиться. «Тана стоит, окруженный мусульманами, он молчит, ровно остолбенел. Что он чув ствовал!.. Старик рассчитывал кончить свой век среди родных степей, близ могил своих предков, и вот он опять один, без семьи, которую не увидит; идет в далекую тайгу, где ни солнце, ни земля не напомнят ему родины... — Ну, выходи!—крикнул унтер-офицер в отворенную калитку. Зазвенели цепи. Тана поднял глаза на Хамитбуллу, стоявшего подле него со взором, полным нежной скорби, и вдруг, схватив его за шею, за рыдал. В первый раз зарыдал киргизский батыр.» Лиризм рассказа-воспоминания несомне нен. Потанин и Ядриннев разглядели все лучшее, индивидуальное и национальное, что содержится в характерах этих людей. В «Камско-Волжской газете» Потанин касается и других проблем Сибири — об щинного землевладения, развития в крае науки, промышленности, печати, просве щения, даже возникновения новых особен ностей русской народности в Сибири, о чем он размышлял и раньше, например, в очер ке «Полгода в Алтае». В 70-е годы, когда народничество, близ кое Потанину н Ядринпеву по ряду поло жений, металось от «хождения в народ» к индивидуальному террору, когда в стране нарастало недовольство крестьянских масс и крестьянские волнения из года в год не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2