Сибирские огни, 1985, № 9
нашей Родины, а не только значение в об щей жизни общего нашего отечества — России.» ^ Так, в представлении Потанина, местные интересы края перерастают не только в об щероссийские, так обосновывается необхо димость длительной и настойчивой програм мы просвещения крестьянских масс, конеч ным результатом которой будет «общинное (т. е. социалистическое обобществленное) хозяйство». Несмотря на общую для того времени прогрессивность и безусловный демократизм «областнической идеи», она содержала немало уязвимых положений, которые с ходом исторических событий не умолимо обнаруживались и требовали уточнений, изменений как в теории, так и в практической деятельности. Но в 1876 го ду Потанин именно с точки зрения «мест- I ных интересов», интересов сибирских кре стьян, и обрушился на произведения писа- телей-сибиряков — И. В. Омулевского и И. А. Кущевского. Охарактеризовав образ Светлова (из ро мана «Шаг за шагом») с самой отрицатель ной стороны, Потанин заключает: «Сказан ного достаточно, чтоб оценить с местной точки зрения значение таких деятелей, как Светлов. Мы вовсе не хотим выставить его человеком нечестным, он только бесполе зен... Светлов,— продолжает далее Пота н и н ,- с пренебрежением отнесся к местным вопросам, которые ему казались мелкими, или лучше — были совсем неизвестны. Он не подозревал их существования, не доду мался до них и потратил свое время на отбивание чужой жены...» Роман Кущевского «Николай Негорев, или благополучный россиянин» Потанин не анализирует, он лишь рассуждает о том, почему в целом роман не может заинтере совать сибирского читателя: «Я уверен, не отнесись автор «Негорева» так неуважи тельно к местной жизни, его произведение выиграло бы в своем содержании». Правда, Потанин отметил, что первая часть рома на, связанная с сибирским бытом, читается с доверием и «с таким увлечением, что от книги нельзя оторваться», однако же оче видна узость и уязвимость подхода Пота нина к художественным произведениям. Его «сибиризм» не позволил рассмотреть подлинное идейно-художественное значение произведений Омулевского и Кущевского. Между тем их высоко оценила вся передо вая демократическая критика. В эти же 70-е годы Потанин выступает с очерками «Крымские письма сибиряка», «Из записной книжки сибиряка» (газета «Сибирь», 1876). Они примыкают к его вы ступлениям в «Камско-Волжской газете», но более жестко акцентируют сибирскую тему. Эти очерки являются своеобразными зарисовками, подчас живописными, посколь ку в «письмах» или в «записках» дневнико вого характера без выражения своих чувств, без личного присутствия не обой дешься — выбранный жанр ко многому обязывал. Вкус к изображению людей, го родов, сел и деревень со всей их окружа ющей обстановкой у Потанина всегда был. К этому следует добавить, что писались очерки в канун второй революционной си туации в стране, когда даже в легальной печати так или иначе росла и углублялась дискуссия о путях развития пореформенной России, когда только отшумела трагическая эпопея «хождения в народ» революционно настроенной молодежи. Очерки Потанина свидетельствуют, что он пристально следил за народнической литературой, как художе ственной, так и теоретико-публицистиче ской, и сам занял типично народническую позицию с ее идеализацией крестьянской общины. Исторически идеализация общины объяснима. «Земля и воля», созданная в се редине 70-х годов, требовала исключитель ного внимания к общине, поскольку «тре бования народа» для них — требования большинства населения — крестьян. У Потанина эта идея, давняя для него, ос ложнялась тем, что он выделил и обособил крестьянскую общину в Сибири. Он считал, что в Сибири «общинный дух царствует» и что здесь «развитие общинных форм, быта ожидается еще в будущем». И если на Урале «развитие общинных форм» уже за вершено и является отжившей «древностью из музея», то в Сибири оно «все еще в движении, куда-то идет, к чему-то стремит ся», н «симпатии крестьян, строителей об щин уже видны...» Потанин даже говорит о том, что в «иных местах складывается земледельческая община». Однако какими бы преимуществами ни обладала община в Сибири в сравнении с общинами в России, в стране происходил единый для всех ее краев процесс — расслоение деревни, рост капиталистических эле.ментов и в сельском хозяйстве, и в промышленности. И этот про цесс в Сибири хорошо, многогранно и убе дительно показан Н. И. Наумовым в его очерках, объединенных в книге «Сила со лому ломит», в очерках «Деревенский торгаш», «Юровая», «Крестьянские выборы» и др. Потанин в «Записной книжке сибиря ка» учитывает, что показанные Наумовым в очерках торговцы «высасывают из народа его трудовые деньги», но тут же уверяет читателя, что будто бы в Тобольской губер нии, например, «мироеды менее заметны, чем в европейской России», и будто бы в Си бири жизнь поставила важный вопрос: кому вести народное хозяйство — госу дарству или крестьянству? И будто бы крестьяне-общинники «около Тюмени» отве тили: «Землю всю... представьте нам... при думывать системы полевого хозяйства 'ох ранение лесов и проч.— пусть будет наше дело». Сибирские крестьяне, конечно, могли так ответить, но беда в том, что их никто не спрашивал да и не мог спрашивать, так как во главе государства находились поме щики, ревностно осуществлявшие свою экономическую политику уже с опорой па капиталистические элементы. Давая высо кую оценку рассказам и очеркам Наумова за их безусловную правдивость. Потанин отмечает, что «он вводит нас в мир, где господствуют мироеды, сухие, черствые, безжалостные к страданиям бедняков», и далее замечает: «что Наумов описывает только кулаков, нужно, конечно, объяснить до некоторой степени свойствами его та ланта». Посыл этот, конечно же. неубедите лен, так как критическое направление та ланта определяется не одними индивидуаль ными его свойствами, а самой действи тельностью, о которой и Потанин тут же отзывается по преимуществу в негативном плане: крсстьяним-зверолов равнодушен к общине, становится индинидуалистом, об щественные инстинкты слабы, не развиты», местная интеллигенция еще не сформиро
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2