Сибирские огни, 1985, № 9
бастовки рабочих, хотел видеть в Ваныки- не смелого и деятельного человека; Пота нин в этом же письме настаивал, что лю ди, подобные Ваныкину, «способны быть только пропагандистами», и если считал, что в романе «все (природа, сцены, типы, монологи, аллегории) должно составлять единодушное сетование на существующее положение вещей», все-таки отказывался «сочинить» сцену общения Ваныкина с Ба нановым (Бакуниным) на том основании, что у него нет для этого материалов... А ведь именно Потанин встречался с Бакуни ным после так поразивших его событий на прииске, именно он лучше, чем кто-либо, вла дел необходимым для этого материалом. В ответ на все советы и предложения Ядрин- цев вскоре — 7 марта 1873 года — написал: «Кстати, о «Тайжанах». Я окончательно ут верждаюсь в -мысли написать их в сжатом виде и хочу все свое похерить. Тут вопрос, знаете, фатальный: или представить эстети ческую картину таежной жизни с елико возможно меньшей тенденциозностью, и тогда нас эстетик похвалит, или прибавить направления, каламбуру, намеки, но это будет нечто публицистическое, но в эсте тическом отношении — вещь плохая. Обе эти стороны непримиримы. Лично я бы пренебрег эстетикой, но знаю, что Вы этого не допустите, а, в конце концов, наш роман не пустят в журналы». Потанин, видимо, не захотел заметить иронию в письме друга («не допустите») и ответил непреклонно; «Относительно судьбы «Тайжан» не согла сен. Художественным романом его не сде лать. Дело только оттянем без пользы. Это — фельетонный роман. Так и в при мечании скажем». Согласие на публици стичность как будто бы дано, а пыл Ядрин- цева между тем иссяк, свое он в романе все же «похерил», не довел до конца заду манное, имевшее в новых условиях принци пиальное значение, и остался у Потанина законченно-воплощенным в слове все тот же очерк «О рабочем классе в ближней тайге», написанный по горячим следам со бытий 1858—1860 годов. Примирить оппо зицию, пусть пока неуверенную, к роману Омулевского «Шаг за шагом» с требования ми текущего времени было нелегко, и это обстоятельство, надо полагать, охладило рвение Ядриицева и в конечном счете по губило роман на корню. Личное участие Ваныкиных и Светловых в зреющем про тесте рабочих против притеснений и угнете ний со стороны промышленников и прави тельства стало веянием на переломе 70-х годов, и не считаться с ним было невозмож но, потому что, как писал Потанин в 1861 году, с золотыми приисками «соединяется страшная история каторжников и частной эксплуатации народных сил; на них погибли миллионы людей, принесенных в жертву невежеству и алчности капиталистов... Они давно требуют общественного голоса против вопиющих злоупотреблений капиталиста, поставленного в положение людоеда к рабочему сословию». Таков пафос высту плений Потанина 60-х годов, и он сохранял ся до ареста в 1865 году и нашел свое вы ражение в документах допроса на след ствии. Отвечая на вопросы следственной комис сии в Омске 9 июля 1865 года, Потанин, в частности, сказал: «Если комиссия ищет только моего обвинения, то я готов согла ситься на все ее предположения; если она ищет революционных масс, то она не там их ищет. Войско очень консервативно. Ре- волюционая масса Сибири состоит из при исковых рабочих и рабочих на казенных алтайских заводах. Вот это люди, о которых следует подумать». Завершая разговор о неоконченном ро мане «Тайжане», следует сказать об отри цательной оценке Потаниным романа И. В. Омулевского «Шаг за шагом», выраженной как в письмах к Н. М. Ядринцеву от 1872 года, так и в специальной статье о романе в 1876 году. Для него эпизод с участием Светлова в «беспорядках на Ельцинской фабрике» — всего лишь «маленькое недора зумение», якобы не отражающее интересов местных жителей, особенно сибирского крестьянства. В те годы он не видел прин ципиального значения романа Омулевского в развитии передовой по направлению рус ской литературы. Спустя несколько лет, в 1909 году, Потанин иначе оценивал роман. В воспоминаниях «И. В. Омулевский в моей памяти» он писал: «Роман «Шаг за шагом», не отмеченный печатью художе ственности, все-таки имел большой, редко стный успех, потому что был сильно пропи тан прогрессивными тенденциями времени; тут был выражен и протест против беспра вия женщин, протест против классической системы воспитания, и бодрая надежда на роль народной массы в будущем. Молодежь зачитывалась романом, имя автора сдела лось известно всему русскому обществу». В 70-х годах Потанин «прогрессивных тен денций в романе не увидел», что объясня лось его особым отношением к Сибири. Де ло в том, что 70-е годы у Потанина и Ядриицева ознаменовались более или менее четкой выработкой «областнической идеи» и не в узком сепаратистском ее значении, а шире и в пределах безусловных экономи ческих выгод для всей России. Они высту пали за ликвидацию колониальной зависи мости сибирского края в интересах сибир ского крестьянства, в среде которого якобы успешно складывалась община в качестве залога будущего передового и здорового общества. Потанин, критиковавший в 60-е годы общину в России, убедительно писав ший, что община эта распадается, отживает свой век, создает теперь для Сибири другую концепцию. 29 июня 1874 года из Николь- ска он писал Ядринцеву: «Нужен общине новый шаг — уничтожение переделов (зем ли) и переход от общинного землевладения к общинному хозяйству, но для этого нужна высокая степень умственного разви тия крестьян». Подтвердив тут же очевид ное кризисное состояние общины в России, он с пафосом продолжает; ■«Может быть, в Средней России это дело уже непоправи- ' мое. Страна же, в которой должен осуще ствиться переход от общинного землевладе ния к общинному хозяйству,— это Сибирь. Там только начинается жизнь общинная и общественная, община даже и не дошла до переделов, существует еще только и аб стракте. Еще огромный период времени впе реди, пока она дойдет до крайней степени переделов (земли). Это длинное время страна употребит на развитие массы, на поднятие ее до уровня развития умствен ного, какой необходим, чтобы перейти с успехом от общинного землевладения к об щинному хозяйству... Вот мировое значение
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2