Сибирские огни, 1985, № 9
о перспективах Сибири как в плане ее коло низации, так и в плане ее хозяйственного раз вития. «...Говоря о застое народонаселения,— пи шет Потанин,— обыкновенно обвиняют оспу. Мне кажется, за этой причиной скрывается другая, более определенная, именно дурное состояние народной экономии... Болезни яв ляются в обществе вследствие дурной обста новки жизни, истощения физических сил, не достатка хорошей пищи, одежды, отсутствия медицинских пособий — одним словом, от недоразвитости экономических начал». Нарисовав неприглядную картину жизни большинства сибирских крестьян, перечис лив бедствия, которые постоянно преследу. ют их, Потанин с неменьшей силой обруши вается на виновников вымирания других на родов Сибири: «Бее сибирские инородцы на ходятся в тяжелой зависимости от русского купечества: если правительство не допусти ло здесь образования невольничества, то все-таки они невольно подчинились торгово му игу». Примечательна сама игра слов, ког да отрицаемое фактически утверждается яв но в обход бдительной цензуры. Далее Потанин рассказывает, как нера зумно колонизируется Сибирь, показывает, от каких причин вымирают, например, остя ки, и восклицает: «Неужели в самом деле можно допустить теорию пассивных и ак тивных народов!» Б этом вопросе Потанин стоит на прогрессивных позициях и выска зывает не одно сочувствие бедствующим на родностям, а требует действий, которые пре дотвратили бы исчезновение остяков; «...Им были даны свой язык, своя поэзия, свой об раз жизни и мысли, словом, своя националь ность, и неужели все это должно исчезнуть не развившись, потому что этим правом при- вилегированы другие племена. Факт суще ствует, что неразвитые племена при сопри косновении с цивилизованными исчезают, но из этого еще не следует, чтоб это обстоятель ство нельзя было предотвратить». Что ни работа, то новые злободневные проблемы. Это относится и к яркой статье «О рабочем классе в ближней тайге» с под заголовком «Из очерков Сибири» (1851). События, свидетелем которых стал Потанин летом 1859 года на одном из приисков по до быче золота (прииск Гильзена), так взвол новали его, что впоследствии, спустя чуть ли не полтора десятилетия, он положил их в основу начатого романа «Тайжане». Полу чив первый набросок произведения, так и оставшегося незаконченным, Н. М. Ядринцев писал: «От «Тайжан» я положительно в во сторге, зачитался вчера. Канва широкая, превосходная». Однако это был лишь кон спект будущего романа, и Ядринцев, рас сматривая себя как соавтора, увидел в пер вых набросках Потанина больше, чем они пока содержали. Он чутко улавливает тен денцию романа и предлагает свой план его продолжения, уточняет детали, настаивает на связи романа со своим повествованием «На чужой стороне», опубликованном в «Азиатском вестнике» 1872 года, углубляет характер главного героя Баныкина, молодо го человека, готовящегося в университет. «Баныкин... встречается с русским ссыль ным. Это тоже человек европейского образо вания, открытый, добродушный, не унывак> щий тип русского. По уму и образованию — видная личность. Его зовут «король ума», фамилия же Боканов...» Иначе сказать, речь шла о Бакунине. Знакомство с ним означает для вчерашнего гимназиста знакомство с европейскими и всероссийсіфіми событиями. В письме от 17 декабря 1872 года, целиком посвященном роману, Ядринцев набрасывает свой грандиозный план; изображение собы тий в стране сразу после Крымской войны с обостренно-критической оценкой положения в Сибири: «Б России шум, гремят витии и: проч. Б Сибирь ничего не доносилось. Она играла и пила по-прежнему. Тюмень обжи ралась и зубилась в «горку», Тюмень гнила и опускалась, Томск танцевал, Енисейск кутил. Б Иркутске подготавливалась беклемишев- ская история. Книги и журналы почти не существовали для сибирского общества, но ежели и доносились, то в них ничего не по нимали...» Краски, разумеется, сгущались, «шум» в России 60-х годов, конечно, в такой форму лировке недооценивался, но под пером Яд- ринцева роман явно приобретал обличитель но-публицистический характер. И, воодушев ленный конечной целью, эінергичный Ядрин цев тут же сообщает: «Работой займусь не медля, она первая на очереди. Роман изда дим отдельно, не помещая в журналах, :ао- жет, по-гому, что его не примут». Дальней шие размышления — все по тем же письмам к Потанину — привели его к сомнениям; «Не слишком ли широко я задумал... Примусь, однако, на днях более обдуманно сводить концы с концами...» (7 февраля 1873). Сле ды этих усилий Ядринцева не сохраиились, но совершенно очевидно, что у авторов с са мого начала не было уверенности в публи кации романа с таким направлением. Зна'ш- тельные события 60-х годов, которые они не могли обойти, не давали основания на что- либо надеяться в 70-х. О Баныкине, напри мер,— в нем легко угадываются черты са мого Потанина,— в романе говорится; «По выходе из гимназии он простодушно верил, что в этом обществе все как следу ет науки процветают, человечество улучша ется, прогресс шагает, как скороход-маршал, он не подозревал, что все обстоит как раз наоборот. Он не знал, что «под ношей крест ной завсегда влачится правый» (Гейне), что «тупая морда безнаказанно стоит поперек прогресса» (Щедрин), что собакевичи свя щеннодействуют, коробочки председатель ствуют в филантропических обществах, и Крестовский сочиняет стихи. Он думал, что мы путешествуем по гладкой без тени доро ге, что на каждой станции механик постуки, вает молоточком колеса вагонов и бдит, что мы живем и движемся под благодетельной опекой всевидящего ока. Но вскоре произо шел переворот... В одш вечер он услышал кучу знаний, о самом существовании кото рых он прежде не знал. Он увидел, что до рога в плевелах и терниях, которые еще требуют корчевания, что механик с молоточ ком и всевидящее око есть миг детства, юности. Одни мысли следовали за другими! наблюдения за наблюдениями — и все толь ко служило подтверждением новых взгля дов... Словом, жизнь перевернулась перед ним, как та двойная скатерть, у которой на одной стороне белые розы на другой — пре вращаются в черные». Некоторые биографические данные у героя иные, чем у Потанина, но, читая этот от рывок, мы вспоминаем о том духовном пе-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2