Сибирские огни, 1985, № 9
Главный герой романа «Земли притяже ние» Булат Танганов — потомок бурятских крестьян-скотоводов — по призыву партии и комсомола, как и тысячи других юношей и девушек, едет на строительство нового завода, где становится отличным рабочим, бригадиром, комсомольским руководите лем, обретает друзей, любовь, наконец, по стигает смысл своего существования. С этой стержневой сюжетной линией пере секается ряд побочных, в которых задей ствовано немало персонажей, призванных способствовать созданию ощущения полно ты жизненной картины. Да и само действие в романе В. Петоно- ва «обладает значительной протяженностью во времени» — от 30-х годов до наших дней (т. е. по существу вся история совет ской Бурятии). А действительность в романе «Земли при тяжение» «изображается средствами не только эпическими... но и лирическими»: произведение написано в стихотворной фор ме, с множеством лирических отступлений, перебивающих повествовательный план; изображение персонажей соединяется с прямым выражением к нему авторского отношения; присутствует здесь и непремен ный лирический герой... Но... чем больше вчитываешься в роман В. Петонова, тем сильнее убеждаешься в том, что жанровые признаки в нем носят, скорее, формальный, нежели художествен но-образующий характер, поскольку нет за ними ни свежего и глубокого поэтического чувства, ни емкого содержания, ни ориги нального, неожиданного угла зрения. О сюжетной вторичности выше уже упо миналось и не ставилось в вину автору ро мана. Гораздо хуже, что вторичность сю жетная в произведении В. Петонова все время накладывается на вторичность худо жественно-изобразительную, рождая массу штампов и банальностей (они, к глубоко му сожалению, в основном и составляют художественную ткань романа «Земли при тяжение»), приобретающих нередко паро дийный оттенок. Вот, например, рассказыва ет автор о сборах главного героя на разво рачивающуюся стройку индустриального гиганта: И юный комсомол услышал клич. Булат в райком явился с заявленьем. Недаром на груди его Ильич сиял — весь на грядущее равненье. Не намного свежей и оригинальней изобра жен быт первых строителей вагоноремонт ного завода: Жить начинали, табунясь в палатках; когда есть дружба — рай и в шалаше. ' Брались за жизнь с азартом, с юной хваткой. И новый быт творили без оглядки на стройке, в городе, в стране, в душе. Еще больше пустой риторики слышится, как только автор начинает говорить о тру довом энтузиазме своих молодых героев: и по снежку, по хрусткому — гурьбой идем по-комсомольски на работу. А трудимся — спина мокра от поту. Н ам что ни день — то за рекорды бой. Не убеждает, не отзывается в душе пафос и другой декларации (в ней речь идет о посланцах-мастерах всех республик, съехав шихся на строительство первенца бурят ской индустрии), хотя в правильности ее трудно усомниться: У каждого течения различны и нрав души, и речь, и лиц овал, и все ж у всех единый и привычный советский созидательный закал. По классу браігья, спаяны единой великой целью молодой страны, в содружестве своем непобедимы, сплетеньем рук мозолистых сильны. То, что О событии, имевшем огромное значение для его родной Бурятии, автор романа «Земли притяжение» старается го ворить приподнято — вполне естественно. Жаль только, что не определял он для се бя меру этой приподнятости. В результате немало передержек, преувеличений, неуме ренного битья в литавры там, где более уместен был бы сдержанно-обстоятельный тон. Так, скажем, без должных на то осно ваний (все-таки в масштабах всей страны описываемый вагоноремонтный завод был Не самым важным и крупным объектом ин дустрии той поры) автор романа окрестил возведение первенца бурятской промышлен ности «стройкой века» (см. «ветвь вторая», глава вторая). А вот как, например, пере дано напряжение творческой и руководящей мысли, направляющей это строительство: Наркомов все настойчивей звокіаі, творцов все напряженнее виски. Строительство ступеньки нс»ой эры — оно уже в сознанье инженеров, чтоб мучило бессонницей в душе, пока не воплотится в чертеже. А воплс^ившись, пусть рождает сн<»а и счастие, и пот труда земного. Впрочем, нетрудно заметить, что не толь ко от отсутствия чувства меры это идет. В неменьшей степени тому виной поверхност ность изображения, создание художествен ной картины, в основном, с помощью чисто внешних деталей и признаков, плакатно- прямолинейных метафор и образов («аккор ды песен стройки», «рождая стаи новых чертежей, тает частокол карандашей», «канаты вместо нервов и зрение, как у орлов», «нам сваи вбить для лет и для веков»...). Столь же общо и бег ло, с помощью давно отработанных литера турой «стандартных положений», говорится в романе о самом важном — непосредствен но о строительстве индустриального первен ца: то и дело возникают у В. Петонова «производственные картинки» наподобие тех, где «бригада дюжих лесорубов валит сосен золотистых строй» или «в таежный грунт от стуж заледенелый, лопаты зуб вгрызается звеня»... Зато хватает в романе «Земли притяже ние» сопутствующего антуража. И о пре красном Дворце культуры, где перед моло дежью выступают поэты и сказители, по ведает нам автор, и о состязаниях по на циональной борьбе, и о конных скачка^, не жалея места, расскажет, и зажигательный бурятский ёхор, который молодые строите ли танцуют прямо в тайге у костра,— подробно опишет... А с каким сма ком и не без художественных затей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2