Сибирские огни, 1985, № 9
тшшА ЛИТЕРАТЯРОВБДБНИЕ Г. Арабескин НЕПОКОРЕННАЯ ВЕРШИНА Безусловно, роман в стихах— трудней ший поэтический жанр. Немногие отважи ваются штурмовать эту вершину. Но каж дая новая попытка вызывает естественный интерес. Тем более, когда совершает ее поэт национальный, поставивший перед со бой задачу поведать о жизни своего наро да, идущего по пути социалистического преобразования. А именно такую цель и преследовал, судя по содержанию, автор эомана в стихах «Земли притяжение» поэт Владимир Петонов.' Роман посвящен первым шагам бурят ской индустрии, преодолению вековой от^ сталости этого степного края, формирова нию рабочего класса, происходившему благодаря дружбе и взаимопомощи наро дов нашей многонациональной родины, чьи посланцы съехались на строительство крупного вагоноремонтного завода — про мышленного первенца республики. Тебя призвали и комсомол, и партия сюда, чтобы в степи заводы мощно встали, а с ними расцветали города! Вот, собственно, суть и пафос этого произведения. Особой новизны тут, конеч но, нет (достаточно вспомнить близкий «Земле притяжению» по теме, мысли и ду ху роман в стихах известного советского поэта Е. Долматовского «Добровольцы»). Но дело не в схожести как таковой (в этом случае, видимо, уместнее было бы го ворить об одной из традиций советской поэзии, своими художественными средства ми отображающей важные моменты ста новления нашего многонационального со циалистического государства); дело в самой художественной реализации, в умении по-новому сказать об известном. Ведь и знакомые нам по произведениям литературы и искусства мотивы героического времени первых пятилеток на национальной бурят ской почве могЛи бы приобрести своеобыч ные и неожиданные отгенки и звучание. Могли бы... При условии как творческого переосмысления уже имеющегося в литера туре, разрабатывающей тему социалисти ческого преобразования, так и использова ния всего лучшего, ценного, что дала национальная бурятская литература. Скажем сразу: в стихотворном романе В. Петонова «Земли притяжение» этого, к сожалению, не произошло. Но прежде чем попытаться выявить при чины неудачи, нелишне сначала вспомнить жанровое определение романа в стихах; «Роман в стихах— жанр лиро-эпической поэзии. Обладает теми же особенностями, что и роман— Стихотворная форма — не формальный признак. Роман в стихах, подобно роману, сюжетен, дает широкую картину жизни; действие здесь обладает значительной протяженностью во времени, события предстают как взаимосвязанные и взаимообусловленные, наконец, воспроизво дится сложное развитие характеров. Одна ко в романе в стихах, в отличие от романа, действительность изображается средствами не только эпическими (в развитии харак теров, движении сюжета и т. д.), но и лирическими. Этому способствует стихо творная форма, которая служит в первую очередь выражению переживания. В рома не в стихах возникает образ не повество вателя, как в романе, а лирического героя. Так называемые лирические отступления, т. е. прямые, открытые выражения лири ческого переживания, становятся сущест венными звеньями в развитии сюжета, в раскрытии образов. Этим вызвана и особая сложность структуры романа в стихах (повышенная эмоциональность повествова ния, перебивка повествовательного плана лирическим, соединение изображения героя с прямым выражением авторского отноше ния к нему и т. д.) и особая емкость его...» ‘ И на первый взгляд, в произведении В. Петонова налицо псе основные жанро вые признаки романа в стихах. Вещь эта действительно сюжетная и дает «широкую картину жизни». ‘ Владимир Петонов. Земли притяжение. Пере вод с бурятского В. Устинова. М.. «Советский писатель». 1984. ь Словарь литературоведческих «Просвещение». 1974, с. 331. терминов. М.,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2