Сибирские огни, 1985, № 9

тшшА ЛИТЕРАТЯРОВБДБНИЕ Г. Арабескин НЕПОКОРЕННАЯ ВЕРШИНА Безусловно, роман в стихах— трудней­ ший поэтический жанр. Немногие отважи­ ваются штурмовать эту вершину. Но каж­ дая новая попытка вызывает естественный интерес. Тем более, когда совершает ее поэт национальный, поставивший перед со­ бой задачу поведать о жизни своего наро­ да, идущего по пути социалистического преобразования. А именно такую цель и преследовал, судя по содержанию, автор эомана в стихах «Земли притяжение» поэт Владимир Петонов.' Роман посвящен первым шагам бурят­ ской индустрии, преодолению вековой от^ сталости этого степного края, формирова­ нию рабочего класса, происходившему благодаря дружбе и взаимопомощи наро­ дов нашей многонациональной родины, чьи посланцы съехались на строительство крупного вагоноремонтного завода — про­ мышленного первенца республики. Тебя призвали и комсомол, и партия сюда, чтобы в степи заводы мощно встали, а с ними расцветали города! Вот, собственно, суть и пафос этого произведения. Особой новизны тут, конеч­ но, нет (достаточно вспомнить близкий «Земле притяжению» по теме, мысли и ду­ ху роман в стихах известного советского поэта Е. Долматовского «Добровольцы»). Но дело не в схожести как таковой (в этом случае, видимо, уместнее было бы го­ ворить об одной из традиций советской поэзии, своими художественными средства­ ми отображающей важные моменты ста­ новления нашего многонационального со­ циалистического государства); дело в самой художественной реализации, в умении по-новому сказать об известном. Ведь и знакомые нам по произведениям литературы и искусства мотивы героического времени первых пятилеток на национальной бурят­ ской почве могЛи бы приобрести своеобыч­ ные и неожиданные отгенки и звучание. Могли бы... При условии как творческого переосмысления уже имеющегося в литера­ туре, разрабатывающей тему социалисти­ ческого преобразования, так и использова­ ния всего лучшего, ценного, что дала национальная бурятская литература. Скажем сразу: в стихотворном романе В. Петонова «Земли притяжение» этого, к сожалению, не произошло. Но прежде чем попытаться выявить при­ чины неудачи, нелишне сначала вспомнить жанровое определение романа в стихах; «Роман в стихах— жанр лиро-эпической поэзии. Обладает теми же особенностями, что и роман— Стихотворная форма — не формальный признак. Роман в стихах, подобно роману, сюжетен, дает широкую картину жизни; действие здесь обладает значительной протяженностью во времени, события предстают как взаимосвязанные и взаимообусловленные, наконец, воспроизво­ дится сложное развитие характеров. Одна­ ко в романе в стихах, в отличие от романа, действительность изображается средствами не только эпическими (в развитии харак­ теров, движении сюжета и т. д.), но и лирическими. Этому способствует стихо­ творная форма, которая служит в первую очередь выражению переживания. В рома­ не в стихах возникает образ не повество­ вателя, как в романе, а лирического героя. Так называемые лирические отступления, т. е. прямые, открытые выражения лири­ ческого переживания, становятся сущест­ венными звеньями в развитии сюжета, в раскрытии образов. Этим вызвана и особая сложность структуры романа в стихах (повышенная эмоциональность повествова­ ния, перебивка повествовательного плана лирическим, соединение изображения героя с прямым выражением авторского отноше­ ния к нему и т. д.) и особая емкость его...» ‘ И на первый взгляд, в произведении В. Петонова налицо псе основные жанро­ вые признаки романа в стихах. Вещь эта действительно сюжетная и дает «широкую картину жизни». ‘ Владимир Петонов. Земли притяжение. Пере­ вод с бурятского В. Устинова. М.. «Советский писатель». 1984. ь Словарь литературоведческих «Просвещение». 1974, с. 331. терминов. М.,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2