Сибирские огни, 1985, № 9
науки). Николай Александрович читал свои стихи и комментировал музыкальные произ ведения русских и зарубежных композито ров, исполняемые женой, раскрывал их смысл и значение. Морозовы побывали в Омске, Барнауле, Новониколаевске, Томске, Красноярске, Ир кутске, Чите, Благовещенске, Хабаровске, Владивостоке и ряде других городов, что было большим и радостным событием в культурной жизни края. Как писал в «Си бирской жизни» В. Байтов, «холодная и су повая Сибирь встретила его (Морозова.— А. М.) бурей энтузиазма», проявлением «горячих, искренних симпатий» *. «Публичные лекции Николая Александро вича были так широко известны, притяги вали к себе так много внимания, что все приглашали его, и просьбы приехать почи тать лекцию сыпались со всех сторон»,— вспоминала Ксения Алексеевна. «...В общем наша поездка принимает характер триум фального шествия. Всюду знают, встречают и любят... Сколько единомышленников, пре емников, друзей! Какой революционный по ток!» 2. И впечатление от Сибири и сибиряков сложилось у путешественников самое благо приятное. Морозов писал с дороги Брюсо ву: «Везде было множество публики и встречали меня трогательно — горячо! Столько на свете отзывчивого и хорошего народа! Не верю я, что с таким населением Россия будет долго еще плестись в хвосте отсталых европейских народов» Турне по Сибири, Алтаю и Дальнему Во стоку продолжалось с конца августа до начала ноября: Морозовы начали свою ра боту с наиболее отдаленных от европейской части страны точек. Причем, как писал Анат. Пудваль, «слава опережала Морозова в пути». Он еще не успевал прибыть с Ксенией Алексеевной в город, а городские газеты из номера в но мер уже помещали набранные крупнейши ми буквами объявления о их приезде и предстоящих выступлениях (отдельно о лекциях и концертах) с указаниями, где они состоятся и где можно приобрести би леты. Предоставлялись самые большие и вместительные залы. Пресса давала отзывы из тех мест, где встречи уже состоялись, а также биографические сведения и портре ты Морозова. Не ограничиваясь фотогра фиями, некоторые газеты приводили описа ние внешности шлиссельбуржца: «Мило не складная фигура, высокий выпуклый лоб, глаза со светящейся в них мыслью и не ут ратившие еще блеск молодости, и улыбка — детски ясная улыбка. Эта внешность таит в себе кристально чистую душу...» — писала владивостокская «Далекая окраина». Под черкивалось, что у него «нежный задушев ный голос». Николай Александрович выступал в Си бири с «двумя своими знаменитыми лекци ями «В поисках философского камня» и «Современное воздухоплавание на фоне об щественной жизни народов», уже взбудора жившими всю Россию»,— сообщал в «За' «Сибирская жизнь» (Томск), 1915, 18 октября. * Цитируется по статье Анат. Пудваля, с. 169. * Цитируется по статье Б. С. Внучкова «Н. А. Морозов на Дальнем Востоке».— «Дальний Во* сток». 1969. № 4. с. 137. уральском крае» его прогрессивно настро- енный сотрудник А. А. Герасимов. Указы валось, что имя- этого «рыцаря духа»: «широко известно всей мыслящей России». Некоторые газеты, как например «Сибири ская мысль», излагали содержание его лек ций: Морозов умел, даже говоря о развитии химии, донести до слушателей свою непоко лебимую веру в светлый грядущий день. И это подчеркивали сибирские газеты. «Бсего две лекции прочел нам Николай Александ рович, и в этих лекциях, как и во всем, что писал он, слышатся бодрость и сила, жела ние жить и надеяться на будущее, светлое и радостное»,— говорилось в «Далекой ок раине». Исключительный успех выступлений Морозова множил злобу в среде реакционе ров и церковников, недовольных их атеисти ческой направленностью. Морозов полюбился сибирякам и как дек ламатор своих собственных стихотворений. О «выдающемся успехе» писала «Жизнь Ал тая» (Барнаул): «Лекции и стихи Н. А. Мо розова и концерты его супруги, как видно из газет, всюду вызывают восторг» Бысоко оценивалось сибирской прессой и исполнительское искусство Морозовой — профессора петроградской народной консер ватории, совершенствовавшейся под руко водством А. К. Глазунова, с успехом га стролировавшей в Италии, Англии, Фран ции, Германии, Швеции. Отмечалось безукоризненное исполнение произведений Шуберта, Шопена, Листа. Глинки, Балаки рева, Чайковского, Рахманинова, Скряби на... Слушателей восхищали тонкость ню ансировки, умелая передача «бесконечной смены настроений и переживаний», вопло щенных в музыке. Как и поэзия Морозова, музыка Ксении Алексеевны говорила «о братстве людей». На концертах достигалось «редкое и счастливое слияние аудитории и исполнителей в одном чувстве полного по нимания взаимных настроений». Сибирь —страна изгнания, служившая, выражаясь словами Некрасова, «Бестмин- стерским аббатством» для многих славных борцов за свободу, приветствовала в Моро зове не только крупного ученого-энцикло- педиста, талантливого поэта, но прежде все го «одного из самых чистых, стойких «ры царей духа», которым должны гордиться родная наука, родная история», который су мел «пронести через мрак тридцатилетае- го одиночного заключения бодрый, пытли вый ум, молодую энергию и немеркнущую веру в вечные идеалы человечества». «Сов сем недавно,— писала «Забайкальская новь» (Чита) вся мыслящая Россия читала очерки Н. А. Морозова о дол гих годах его заключения, о том мно гом, что ему пришлось пережить, пе речувствовать. ...Это блестящая, яркая стра ница яе только из жизни автора очерков, но и из истории освободительного движения в России... Привет и низкий поклон гостю, не забывшему и наш далекий край». Б био графических справках акцент делался на революционной деятельности Морозова, на неслыханной расправе с ним царизма, на героических мотивах его поэзии, которая учит «любить людей, жизнь» и жертвовать жизнью за светлые идеалы... «Нашим бо гатырям» —называлось посвященное Мо- > «Жизнь Алтая». І9І5. 23 октября.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2