Сибирские огни, 1985, № 9
свободы отвечает молчанием. В поэме «Встреча» есть скорбные слова: Всюду неведенья мгла безысходная Всюду гоненья и гнет... Скована мысль человека свободная Книги не видит народ!.. Надо нести к нему правду н знание Надо нести к нему свет! И пробуждать в человеке сознание... Одной ИЗ задач ученого Николай Алек сандрович считал пропаганду науки и стал блестящим ее пропагандистом и популяри затором, одним из наиболее известных и лю бимых лекторов страны. Он выступал перед широкой аудиторией на юге, севере и запа де России, читал лекции по астрономии в Париже. Передовая молодежь преклонялась перед ним как перед живым воплощением свободы, беспримерной силы духа Но в царской России ученому-энтузиасту ставили преграды. Так, в марте 1908 года, рассмот рев резолюцию синода о книге Морозова «Откровение в грозе и буре». Совет Мини стров запретил ему чтение лекции об Апо калипсисе. Горячий интерес проявляла к Морозову как пламенному революционеру, ученому, поэту, прекрасному лектору сибирская об^ щественность. Еще в 1909 году велись пере говоры о приезде его в Сибирь для чтения лекций. Николай Александрович не возражал. Но встреча с сибиряками из-за годичного зато чения в Двинской крепости состоялась мно го позже. На протяжении своей долгой жизни Нико лай Александрович постоянно интересовал ся сибирским краем. Среди его друзей и знакомых были люди, попавшие в сибир скую ссылку, на каторгу, и внесшие свою лепту в развитие ее литературы и культуры. Из яркого созвездия поэтов-народников, к которому принадлежит Морозов, этой уча сти не миновали Якубович, Синегуб, Вол ховский... Среди друзей Николая Александровича был Дмитрий Александрович Клеменц, с первой встречи производивший впечатление «замечательного человека». Вместе с ним Морозов ходил в народ, закапывал в яро славском лесу тайную типографию. Изучать жизнь крестьянства, находить путь к нему учила книга писателя-сибиряка Н. И. Нау мова «Сила солому ломит» (1874), которую народники непременно брали с собой, от правляясь в деревню. Товарищей разлучил Шлиссельбург. Клеменца в 1879 году сослали в Мину синск, там он не только писал стихи на си бирские темы, но, главным образом, серь езно занимался этнографией, археологией, геологией, много путешествовал по Енисей ской губернии, Алтаю, Монголии. Пересе лившись в 1892 году в Иркутск, он работал в Восточно-Сибирском Отделе Русского Географического Общества, в редакции «Восточного обозрения». Отсюда его при гласили старшим этнографом в Академию наук, где он создал этнографический музей и был его директором. В 1914 году, когда Клеменц скончался, Морозов поместил в газете «Речь» (№ 11—2680, 12—25 января) очерк «Из воспоминаний о друге (памяти Д. А. Клеменца)». Автор вспоминает о их совместной работе в тайных организациях 70-х годов, о том, как вернувшийся из Си бири «видным ученым» Клеменц «один из первых разыскал... и пригласил к себе» Мо розова, когда тот был выпущен из крепости. Среди близких родных Николая Алек сандровича также были сибиряки. Доста точно сказать, что Ксения Алексеевна Бо- риславская, на которой Морозов женился, освободившись из тюрьмы, дочь артиллерий ского генерала А. И. Бориславского, роди лась в Омске. Талантливая пианистка, пе реводчица западноевропейских писателей, автор рассказов и сказок для детей, «свыше сорока лет она была деятельной помощни цей Н. А. Морозова во всех его многооб разных научных, общественных и литера турных начинаниях» Николай Александ рович высоко ценил ее деятельность: «Без нее я никогда не смог бы сделать большую часть того, что мне удалось в моей пошге- шлиссельбургской жизни» И только в 1915 году Морозов смог, нако нец, откликнуться на зов Барнаула, Омска, Томска, Красноярска, Иркутска, с 1909 го да до_бивавшихся его приезда для чтения лекций. Просветительные общества этих го родов соревновались: кому взять на себя их организацию. Естественно, что царские ищейки навострили уши: «одно имя — «шлиссельбуржец Морозов» — мундирам го лубым казалось пострашнее динамитной бомбы или тюка прокламаций» Некоторым сибирякам уже приходилось слышать выступления Николая Александро вича. Один студент-сибиряк не мог забыть, как 28 апреля 1913 года в Петербурге тот красиво и выразительно читал рассказ Все волода Гаршина «Красный цветок», волну ющий романтическим порывом к борьбе против мирового зла. Тогда растроганные слушатели преподнесли Морозову адрес с тысячью подписей *. 1915 год. Народ измучен и разорен импе риалистической бойней. Поля пустели. Че рез Сибирь мчались поезда с рекрутами и смертоносным металлом. Сибирские газеты призывали население участвовать в «кру жечных сборах» *, приобретать «патрнотн- ческпе марки», которые стоили дороже на копейку,— эти сборы и копейки —капли в море — предназначались для нищих и ка лек... Несмотря на суровые условия воен ного времени, сибиряки проявляли горячий интерес к науке и искусству. Были случаи, когда люди ехали за триста верст в город, где была объявлена лекция Морозова. Отправился в Сибирь Николай Александ рович не один, а с Ксенией Алексеевной. Помимо чтения лекций ыо химии, воздухо плаванию и авиации, сопровождаемых опытами, «туманными картинами», расска зами о личных наблюдениях и впечатлени ях, в программу этой культурно-просвети тельной поездки входили концерты. Они представляли собой блестяще продуманный союз поэзии и музыки (а с лекциями — и ' Памяти к. А. Морозовой — Вестник Академии наук СССР. 1948. Мь 4. с. 84. « Н А. Морозов. Повести моей жизни, т. ІЫ. М.. изд-во АН СССР. 1947. с. 68. • Аиат. Пудваль. До Октября оставалось 714 дней...— «Урал». ІЙЗ. 7Л 6. с. 169. < «Приамурье» (Хабаровск). 1915. 12 сентября (Заметка за подписью: студент В. .М.) » См., например. «Сибирскую мысль». Красно ярск. 1915. 3 октября.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2