Сибирские огни, 1985, № 9
себе добывает сам, а морозы переживает практически любые. Отдавать олень тепло в атмосферу начинает только при темпера туре ниже минус шестидесяти одного гра дуса. Уникальный, с полым внутри, трубча тым ворсом мех, Что сравнится с ним? Снег под оленем, лежащим в снегу, даже не под таивает. Олень дает человеку практически все для такой вот уверенной безбоязненной жизни в тундре. И материал для постройки жилищ, и теплую одежду, и пищу, и бытовую ат рибутику, начиная с рукояток ножей и кон чая нитками и пуговицами. Он же — сред ство передвижения и средство излечения болезней, и даже материал для изготовления произведений искусства. Ничего не требу ется больше человеку, если есть олени. Но без оленя человек в тундре гибнет. Не мо жет он существовать в тундре один. Как, собственно, и олень без человека. Домашние олени, оказавшись в одиночестве, без хозяина, например, когда их уводит ди кий, пусть даже целым стадом, все равно гибнут. Хотя домашний олень и является дальним родственником дикого, но он дав но уже превратился в живущее исключитель но около человека животное. Оба они, и че ловек, и домашний олень, создают в тун дре неразрывную экологическую общность. ...А в балке все так же лежат. Проверил Сергей оленей, пришел с мороза и тоже ле жит. На улице ясно, долгие сумерки, мертво все, тихо, и стужа... И третий день, который я здесь прожил, точно такой же, как два первых. Несколько раз пили чай, суп ели. Две рыбы килограм ма по полтора съели, строганины и еще мя са поставили вариться килограмма два. По едят и затихнут. Умение сидеть, полулежать по полчаса, ничего не делая, в покое — неповторимо. Пришел с холода, разделся и лежи. Поел, попил чаю и опять лежи. Иногда, раз в пол часа, кто-нибудь скажет слово, другой ему ответит, и опять молчат. Любимый вопрос нашему «цивилизован ному» брату: «Сколько время?» — встрепе нутся, есть что спросить, приятное русскому сделать. Ответишь: «Три часа»,— и они удов летворенно опять улягутся, довольные, что доставили тебе удовольствие. Им-то, соб ственно, все равно. Время — не их сфера... Или вдруг скажут: «Вон «аннушка» ле- тит»,^— услышав шум в небе. И действитель но, далеко в стороне, в темноте, пройдет рейсовый самолет. Помолчат. — А это большой самолет...— о том, что где-то высоко и чуть слышно. Обращают внимание на любой звук (я сначала не придавал этому значения). И опять сидят в балке, а в тундре стоит мерт вая одинокая тишина. 14. ГОСТЬ И так изо дня в день. Дни, как капли воды. Приехал гость. Заиндевелый, замерз, про делал на упряжке путь в несколько километ ров из соседней бригады, по пути в'совхоз. И вот опять сидят, пьют чай. Мать накор мила гостя, принесла с улицы, из кладовки, согреться в балок шкуры на ночь. Я спросил гостя, не поедет ли он сегодня дальше в поселок. «Нет, не поеду, наверно. Сегодня здесь буду...» — И сидит, вернее, лежит. Все вместе холод переживают. Жизнь идет, он никуда не торопится. Какая разница, где сидеть. И весь следующий день еще у них пробыл.. Какая удивительная, неправдоподобная картина для нас, вечно спешащих, не прав да ли? Какая фантастическая трата време ни! Ничего не создано для вечности, для истории, да что там — для улучшения соб ственной жизни. И такое безмерное спокой ствие. . А может быть, это спокойствие, безбояз ненное отношение к ограниченности соб ственной жизни (ведь именно тревога об ограниченности жизни и порождает наши то безграничные, то суетливые целиі), равноду шие к деньгам, непритязательность, друже любие, готовность делать простые добрые дела — может быть, это и есть главная цель жизни, более важная, чем вся наша ра циональная трата времени? И, может быть, этот образ жизни, спокой- ьЬый, гармоничный, лишенный честолюбия и одержимости приобретательства, имеет та кое же право на существование, как наш теперешний, «цивилизованный», «развитой»? А, может быть, он как раз имеет большее право на существование. Ведь часто то, чем мы похваляемся и гордимся, что превозно сим как непреходящую ценность развитых наций, что несем другим и к чему приучаем самих себя, называя все это западной культурой и цивилизацией (себя порой без думно И безоговорочно тоже причисляя к людям Запада, в то время как мы наполо вину азиаты), является на самом деле всего лишь потребительским взглядом на жизнь и духом нажіівы. То есть той культурой З а пада, центр которой сейчас все больше сме щается в Соединенные Штаты, которые, в отличие от европеь'ьскых наций, ни собствен ной историей, ни укладом жизни, ни ориги нальным национальным лицом никогда не обладали, а культура их, как выражение сути нации, всегда строилась на таких китах, как предприимчивость, прагматизм н обо гащение, друпьми словами, на самых гру бых, элементарных, вульгарных сторонах промысла (то есть того, ради чего люди в свое время в Новый Свет н ехали) и кото рые довели развитие этих сторон до такой степени интенсивности, что поставили тюд сомнение саму правомерность существова ния этого близкого, уже привычного нам всем и распространенного яв.чения жизни, как промысел. И, кстати, именно против этого все чаще сейчас выступают страны третьего мира, отвергая в культуре Запада культ наживы, торгашества и беззастенчивое, оголтелое потребительство, протестуя про тив того, что по какой-то наивности позво ляют с собой делать сейчас многие развитые европейские страны, культуры которых ас симилируются, теряют свое лицо, с явным уклоном в какую-то всеобщую культуру потребления. Вот слова представителя США в ЮНЕ СКО Джин Джирдро, свято верующей, есте ственно, в единственно правильный на земле американский образ жизни и выражающей недовольство ее правительства и политикой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2