Сибирские огни, 1985, № 9

4. ВОДИТЕЛЬ РЫБЗАВОДА ГАМЗА Гамза в отпуске на родіте под горячую руку разбил принадлежащую ему легковую автомашину. Был он нетрезв, разбил ее основательно, причиненный себе ущерб оказался большой, и его дело ГАИ пере­ дала в суд. С Григория взяли подписку о невыезде. Гамза дал пять телеграмм на работу, в гидробазу, чтобы ему продлили отпуск. Распинался в телеграммах, упрашивая от­ дел кадров, и сейчас жалеет, что не прислал справку из суда, было бы проще, а о суде все равно узнали и без того. Он мучился, метался, не зная, как выехать, боясь, что его уволят за несвоевременный выход из отпуска. У него горели все надбавки, при восстановлении на работу после увольнения пришлось бы опять начинать с нуля. I И ему пошли навстречу. Не уволили. Когда все разрешилось и обошлось, и он приехал, удалось отдел кадров уговорить. Но из водителей вездехода его перевели в разнорабочие. Все-таки совершил аварию! И целый год затыкали им дыры. Он терпел. Но просил, чтобы дали какую-нибудь ма­ шину. Ведь классный водитель, 14 лет на Севере. Ему дали собрать вездеход. Сде­ лаешь, сказали, будет твой. Он три месяца ночевал в гараже. А вездеход отдали дру­ гому. Тут уж он не выдержал. Счастливый случай кстати подвернулся; подошел срок заключения нового договора. Гамза совершенно неожиданно это обнару­ жил и очень обрадовался. Пришел в отдел кадров довольный и говорит: «Через месяцу меня срок договора кончается, и я ухожу от вас на рыбзавод, договорился. Там мне вез­ деход восстановить дают, восстановлю и буду работать». «Как? — сказали в отделе кадров, а сделать ничего не могут.—-Ну, Гамза, мы к тебе проявили снисхождение, не уволили, когда ты опоздал».— «Но сколько можно затыкать мной дыры?» —«Но ты же разбил машину...» — «Ну и что? Что, в кон­ це концов, с того?» Кстати, об этой работе Гамэы на рыбза- воде охотник Никитин отозвался с недоуме- ( нием: «Такой опытный водитель, все время в гидробазе работал и на такую развалюху пошел! Может быть, он с директором дого­ ворился, и тот участок ему дает?..» А там ни о каком участке не было и речи. Гамзе просто некуда было деться, и на такую раз­ валюху согласен. Пусть плохонькая и моро­ ки много, но техника! Своего он все-таки до­ бился. Это был его первый рейс, и было видно, как рад он опять не спать сутками за рычагами в машине, пронзать вездехо­ дом белую мглу... Пурга, ветер сзади, весь взрытый гусеницами снег сносит вперед, кружит перед стеклом, не видно и на три метра, и проводнику Пал Карлычу прихо­ дится через каждые двести метров вылезать из вездехода, чтобы сверить по компасу вне железной кабины путь. Гамзе всего 35 лет, но он уже наполови­ ну седой. Работа... И все то же мальчишест­ во в глазах. Из дома, из отпуска, приве:ч се­ бе новую жену. Взамен бросившей его прежней. Привез совсем молодую, из-за ко­ торой, кстати вспомнить, и разбил ту маши­ ну. Совсем девчонка. Но девчонки как раз таких, как он, любят. Да и сама она под стать ему. Оставила техникум, бросила все и укатила, даже не расписываясь, с ним в тундру, на край земли, где, как говорят, одиннадцать месяцев зима, а остальное ле­ то. И теперь увязывается с ним всюду. То на судно проберется, куда его в прошлом го­ ду послали, и там потом, чтобы не сидела без дела, он варить ее на всю команду заста­ вил. То еще в какую-нибудь командировку за ним. И в нашей поездке Гамза обна­ ружил ее уже в пути, в кузове своего вез­ дехода. В Диксоне, в управлении гидростанции, главный инженер Артем Григорьевич Деве­ нец говорил; «Повелось писать о Севере как о романтике. Сложилось мнение о северяни­ не как о каком-то чудаковатом, добродуш­ ном рубахе-парне, который за свой счет уго­ щает вокруг водкой и очень обижается, ес­ ли кто-то отказывается от нее. Приедет,— говорил он,— журналист, слетает с попут­ ным самолетом на станцию, поживет денек, пока идет разгрузка, и все, готов очерк, чи­ таешь потом в газете: романтические, под­ вижнические будни северян. Самоотвержен­ ный, героический народ. А между тем, на­ род этот живет тем же, что и все. Свои у них заботы, о заработках, о семье, жены, ссоры, неприятности, тревоги и радости то­ же какие-то маленькие, свои. Конечно, жи­ вет он — как у нас, например, на гндропро- мерах — полгода на льду. А лед имеет свой­ ство колоться. Везло еще, ни разу под бал­ ком не раскалывался, но опасность все-таки есть, присутствует постоянно. Так ведь при­ выкают и не думают о ней, больше заняты пересудами начальства и хлопотами совсем о постороннем... Так что вы поглядите вни­ мательнее, может быть, иначе все увидите, реальнее...» И инженеру не надо было меня особенно убеждать. Сколько я нн ездил уже в по­ исках романтики, и как бы ші хотел этих ро­ мантиков увидеть, найти, поддаться их обаянию, и как бы ни был рад даже обма­ нуться, но в конце концов сам же объяснял всю романтику в каждом конкретном слу­ чае вполне прозаически и реально. Меня можно упрекнуть в предвзятости и в отсут­ ствии во мне просто-напросто возвышенно­ го чувства, но как убедиться в обратном, что люди в массе своей живут не для семьи и достатка, что действиями их руководит не стремление к удовлетворению простейших нужд, что не материальные заботы для них главное, а большие, масштабные, «романти­ ческие» дела, как доказать это мне, когда я сам езжу и всюду вижу совсем иное?.. И в то же время увидишь вот, как они не спят за рычагами сутками, как несутся в звенящую арктическую пустыню и даль — и если смотреть в ясную погоду издалека, видно, как взбираются по отлогому склону две маленькие игрушечки —спичечные ко­ робки и стоит стойкая белая снежная пыль по их далекому следу, а вокруг синее без­ молвие, одиночество и лишь снега, снега н снега, и призадумаешься, п засомневаешься в себе: прав ли ты и что вот это?.. Как все-таки все сложно. И сам Депеиеп, коротко постриженный, с высоким красивым лбом и с таким же красивым шрамом над правой бровью, ког­ да заговорил об опасностях, о безромантич- ном, реалистичном отношении к ним, как все равно он оживился, как заблестели у него глаза.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2