Сибирские огни, 1985, № 9
4. ВОДИТЕЛЬ РЫБЗАВОДА ГАМЗА Гамза в отпуске на родіте под горячую руку разбил принадлежащую ему легковую автомашину. Был он нетрезв, разбил ее основательно, причиненный себе ущерб оказался большой, и его дело ГАИ пере дала в суд. С Григория взяли подписку о невыезде. Гамза дал пять телеграмм на работу, в гидробазу, чтобы ему продлили отпуск. Распинался в телеграммах, упрашивая от дел кадров, и сейчас жалеет, что не прислал справку из суда, было бы проще, а о суде все равно узнали и без того. Он мучился, метался, не зная, как выехать, боясь, что его уволят за несвоевременный выход из отпуска. У него горели все надбавки, при восстановлении на работу после увольнения пришлось бы опять начинать с нуля. I И ему пошли навстречу. Не уволили. Когда все разрешилось и обошлось, и он приехал, удалось отдел кадров уговорить. Но из водителей вездехода его перевели в разнорабочие. Все-таки совершил аварию! И целый год затыкали им дыры. Он терпел. Но просил, чтобы дали какую-нибудь ма шину. Ведь классный водитель, 14 лет на Севере. Ему дали собрать вездеход. Сде лаешь, сказали, будет твой. Он три месяца ночевал в гараже. А вездеход отдали дру гому. Тут уж он не выдержал. Счастливый случай кстати подвернулся; подошел срок заключения нового договора. Гамза совершенно неожиданно это обнару жил и очень обрадовался. Пришел в отдел кадров довольный и говорит: «Через месяцу меня срок договора кончается, и я ухожу от вас на рыбзавод, договорился. Там мне вез деход восстановить дают, восстановлю и буду работать». «Как? — сказали в отделе кадров, а сделать ничего не могут.—-Ну, Гамза, мы к тебе проявили снисхождение, не уволили, когда ты опоздал».— «Но сколько можно затыкать мной дыры?» —«Но ты же разбил машину...» — «Ну и что? Что, в кон це концов, с того?» Кстати, об этой работе Гамэы на рыбза- воде охотник Никитин отозвался с недоуме- ( нием: «Такой опытный водитель, все время в гидробазе работал и на такую развалюху пошел! Может быть, он с директором дого ворился, и тот участок ему дает?..» А там ни о каком участке не было и речи. Гамзе просто некуда было деться, и на такую раз валюху согласен. Пусть плохонькая и моро ки много, но техника! Своего он все-таки до бился. Это был его первый рейс, и было видно, как рад он опять не спать сутками за рычагами в машине, пронзать вездехо дом белую мглу... Пурга, ветер сзади, весь взрытый гусеницами снег сносит вперед, кружит перед стеклом, не видно и на три метра, и проводнику Пал Карлычу прихо дится через каждые двести метров вылезать из вездехода, чтобы сверить по компасу вне железной кабины путь. Гамзе всего 35 лет, но он уже наполови ну седой. Работа... И все то же мальчишест во в глазах. Из дома, из отпуска, приве:ч се бе новую жену. Взамен бросившей его прежней. Привез совсем молодую, из-за ко торой, кстати вспомнить, и разбил ту маши ну. Совсем девчонка. Но девчонки как раз таких, как он, любят. Да и сама она под стать ему. Оставила техникум, бросила все и укатила, даже не расписываясь, с ним в тундру, на край земли, где, как говорят, одиннадцать месяцев зима, а остальное ле то. И теперь увязывается с ним всюду. То на судно проберется, куда его в прошлом го ду послали, и там потом, чтобы не сидела без дела, он варить ее на всю команду заста вил. То еще в какую-нибудь командировку за ним. И в нашей поездке Гамза обна ружил ее уже в пути, в кузове своего вез дехода. В Диксоне, в управлении гидростанции, главный инженер Артем Григорьевич Деве нец говорил; «Повелось писать о Севере как о романтике. Сложилось мнение о северяни не как о каком-то чудаковатом, добродуш ном рубахе-парне, который за свой счет уго щает вокруг водкой и очень обижается, ес ли кто-то отказывается от нее. Приедет,— говорил он,— журналист, слетает с попут ным самолетом на станцию, поживет денек, пока идет разгрузка, и все, готов очерк, чи таешь потом в газете: романтические, под вижнические будни северян. Самоотвержен ный, героический народ. А между тем, на род этот живет тем же, что и все. Свои у них заботы, о заработках, о семье, жены, ссоры, неприятности, тревоги и радости то же какие-то маленькие, свои. Конечно, жи вет он — как у нас, например, на гндропро- мерах — полгода на льду. А лед имеет свой ство колоться. Везло еще, ни разу под бал ком не раскалывался, но опасность все-таки есть, присутствует постоянно. Так ведь при выкают и не думают о ней, больше заняты пересудами начальства и хлопотами совсем о постороннем... Так что вы поглядите вни мательнее, может быть, иначе все увидите, реальнее...» И инженеру не надо было меня особенно убеждать. Сколько я нн ездил уже в по исках романтики, и как бы ші хотел этих ро мантиков увидеть, найти, поддаться их обаянию, и как бы ни был рад даже обма нуться, но в конце концов сам же объяснял всю романтику в каждом конкретном слу чае вполне прозаически и реально. Меня можно упрекнуть в предвзятости и в отсут ствии во мне просто-напросто возвышенно го чувства, но как убедиться в обратном, что люди в массе своей живут не для семьи и достатка, что действиями их руководит не стремление к удовлетворению простейших нужд, что не материальные заботы для них главное, а большие, масштабные, «романти ческие» дела, как доказать это мне, когда я сам езжу и всюду вижу совсем иное?.. И в то же время увидишь вот, как они не спят за рычагами сутками, как несутся в звенящую арктическую пустыню и даль — и если смотреть в ясную погоду издалека, видно, как взбираются по отлогому склону две маленькие игрушечки —спичечные ко робки и стоит стойкая белая снежная пыль по их далекому следу, а вокруг синее без молвие, одиночество и лишь снега, снега н снега, и призадумаешься, п засомневаешься в себе: прав ли ты и что вот это?.. Как все-таки все сложно. И сам Депеиеп, коротко постриженный, с высоким красивым лбом и с таким же красивым шрамом над правой бровью, ког да заговорил об опасностях, о безромантич- ном, реалистичном отношении к ним, как все равно он оживился, как заблестели у него глаза.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2