Сибирские огни, 1985, № 9
числения колхозов, например, с таким же успехом можно вносить и на счета тех же подразделений «Алтайсельстроя». Имея свои подрядные организации, кол хозы и совхозы широко ныне практикуют так называемый хозспособ. Параллельно существует и организация управления строи тельством заказчика: межколхозный ОКС и главный инженер-строитель управления сель ского хозяйства. Так вот, в условиях РАПО лучше было бы, говорили руководи тели района, создать единую строительную организацию в составе Минсельстроя СССР. Ее начальник — он же заместитель председателя совета РАПО. Подрядчик и заказчик в одном лице. Это не что иное, как совмещенное строительство, о котором мечта ют на селе. Мы много говорили на эту тему с первым 1 секретарем Тальменского райкома партии Михаилом Константиновичем Задорожным. Взвесив все «за» и «против», он тем не ме нее сказал весьма определенно: — Такой же «ералаш» и в промышлен ности. Что ни поп, то батька. У каждого завода свой подрядчик. А где их наберешь ся? Был бы он единый, легче было бы ве сти строительство и реконструкцию. Заво ды хоть и не в РАПО, но помощь селу ока зывают ощутимую. Так что их развитие сказывается на инфраструктуре района. И далее узнаю: район неоднократно ста вил вопрос перед вышестоящими инстан циями, чтобы за промышленными предприя тиями Тальменки закрепили один из тре стов Главалтайстроя, хотя бы в порядке эксперимента, но усилия пока не увенчались успехами. Ситуация на сегодня такова: что бы в райцентре был сильный подрядчик, нужно «посадить» завод. А завод не «садит ся» здесь, так, как нет подрядчика и отсут ствуют общепоселковые коммуникации. Хо тя в Госплане РСФСР Тальменка давно значится в числе перспективных населенных пунктов, в которых намечается размещение новых промышленных предприятий. Еще следы разобщенности. И — ее по следствия. В Тальменском районе двадцать ( три организации занимаются лесопилением, в том числе двенадцать колхозов и совхозов. В них насчитывается тридцать пять цехов Пилорамы используются в одну смену, и то далеко не всегда обеспечиваются древеси ной, часто простаивают и дисциплина хро мает. Вместе с тем лесопилка, способная при двухсменке произвести сорок тысяч кубо метров, то есть сработать за все мини-цехи, используется лишь на треть. Подобная чересполосица сказывается и на неурядицах в торгавле, коммунальном обслуживании, где по^юй у семи нянек дитя без глазу. Одна из них — слабое материально-тех ническое обеспечение. Проблема совершенствования управления всеми жизненно важными артериями в рам ках одного района многогранна. Но как ча сто получается, то, что нужно решить всем, никто конкретно на себя не берет. И не только потому, что не хотят. Что, например, могут сделать один-два работника райпла- на? Им бы вовремя направить в край тре буемые формы. А форм и разного рода за даний, связанных со сбором данных, уйма Один мой знакомый экономист признался: задача эта облегчается тем, что многие по казатели требуются дать в целом по району, без расшифровки по организациям. — Ну, а крайплану под силу «перелопа тить» информацию снизу? — поинтересовался я у него — Что вы? — воскликнул он,— Крайплан тоже подведомственный орган — Как же ему тогда бороться с ведом ственностью? — А вот так! — и мой знакомый развел руками. Действительно, организационная струк тура отраслей в районах и городах склады валась десятилетиями. И попытаться ее пре одолеть одним махом все равно, что бо роться с ветряными мельницами. — Допустим, докажут районные власти необходимость создания объединения по лесозаготовкам и деревообработке в Таль- менке,— говорил мой приятель.—И будет даже получен экономический эффект. Ну и что? Часть прибыли пойдет в фонд стиму лирования предприятия, другая, в виде свободного остатка, зачислится в республи канский бюджет. Сюда же попадет эконо мия от сокращения адмнннстративно-у.-гра- вленческого аппарата. А район останется на бобах — ничегошеньки не получит. Ничего не скажешь — четко разъяснил. Тем более что вопрос этот не нов. Но мой оппонент не полез в карман за словом. Раз вернув передо мной Закон «О районном Со вете народных депутатов Р СФС Р » , он ткнул пальцем в статью пятую, дескать, читай сам. А там по бе лому писано, что предприятия респуб ликанского подчинения передают часть пла тежей из прибыли в районный бюджет. Смотрю на дату С момента включения дан ной статьи прошло пять лет, но порядок по ступления, виды н размеры отчислений до сих пор не установлены. Оказывается, про ходит только экспериментальная проверка. Стало быть, рано еще говорить об обрат ной связи. К чему это приводит — судите сами: раз платежи, о которых выше шла речь, не яв ляются источниками капитальных вложений для строительства и реконструкции объек тов, то сейчас таковые выделяются центра лизованно. Иными словами, они не зависят от исполнения местного бюджета, а значит, и нет заинтересованности местных Советов в эффективности их использования. Вот и растет незавершенка. Это — раз. И другое — появляется «долгострой», срывы ввода объектов и мощностей. Собственные же источники должны в корне изменить поло жение в районном эвене. Желание побольше начать задельных объектов отпадет, так как финансировать их придется самим. А какой хозяин позволит себе бросать денежки на ветер, замораживать средства?.. Словом, проблем в районном эвене много, и решать их надо комплексно, по-государ ственному, не допуская того, чтобы они оставались за «бортом» перестройки хозяй ственного механизма на селе.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2