Сибирские огни, 1985, № 9

инструкций, и до сих пор вопрос остается открытым. И таких нестыковок немало. Вот мы гово­ рили о центровывозе. Президиум краевого совета АПО добился согласия Госкомсель- хозтехники сконцентрировать специализи­ рованный транспорт при предприятиях Мин- мясомолпрома. Принято хорошее решение. Половина районов края уже работает по- новому. Надо бы доводить начатое дело до конца. Но Минсельхоз РСФСР все еще согласовывает документы. Такой оператив­ ности «генштаба» отрасли не позавидуешь. Конечно, вышестоящим органам надо ускорить разработку этих и других норма­ тивных документов. С другой стороны — не­ которые руководители и специалисты при­ выкли «поклоняться» инструкциям, без них и шагу ступить боятся. Скйжем, тот же Мин­ сельхоз РСФСР разослал хорошие рекомен­ дации по планированию капитальных вло­ жений, а фонды материального поощрения, соцкультбыта, развития, мол, сами распреде­ ляйте. И что же — на местах уже озабо­ чены: «Почему нет никаких разъяснений?» Хотя все только о том и говорят: побольше самостоятельности. Да, новое рождается в муках. Облегчить поиск — первейшая задача ученых-экономи- стов. Время прикидок тут тоже миновало. Надо действовать напористо, целеустремлен­ но. В союзе с практикой. И в этом ключ к успеху, четкие ориентиры которого вырабо­ таны майским П982 года) и последующи­ ми Пленумами ЦК КПСС. ЗА «БОРТОЛЛ» РАПО дорожной сети и автопарка, то каждая о■^ расль развивается в Тальменке по мноьхт- численным ведомственным каналам, ■а точнее — по ста организациям, В их ведении ни много ни мало — полто­ ры тысячи грузовиков, . автобусов и легковушек. Парк солидный. Но использу­ ется он из рук вон плохо. Практически ни один грузовик даже в уборку не работает в две смены. Плюс ко всему неорганизован­ ность, приписки. Можно ли поднять коэффициент исполь­ зования машин? Специалисты отвечают на это вполне утвердительно. И предлагают такую структуру. Скажем, укрупнить пред­ приятия Минавтотранса, признав их голов­ ными, так как они выполняют большинство заказов не только колхозов и совхозов, но и других организаций. Что это даст? Соере- доточив большинство автопарка в одних руках, можно было бы с помощью льготных тарифов и других мер стимулировать клиен­ тов пользоваться машинами, работающими в две смены. Создание районных агропромышленных объединений связывают ныне с преодолени­ ем ведомственной разобщенности. Но ведь помимо организаций, входящих в РАПО, многие потенциальные партнеры как бы оказались за «бортом». Более того, появи­ лась тенденция развития новых межхозяй- ственных подразделений, действующих па­ раллельно с уже существующими, такие, как сельские коммунхозы, организации по об­ служиванию внутрихозяйственных дорог и другие. Как стыковать их? Вопрос? Да еще какой! Не случайно В. И. Ленин указывал на необходимость образцовой постановки «небольшого целого», но именно «целого», то есть не одного хозяйства, не одной отрасли хозяйства, не одного предприятия, а с у м ­ мы в с е х хозяйственных отношений, сум- м ы всего хозяйственного оборота, хотя бы небольшой местности. (Поли. собр. соч., т. 43, с. 234). Иными словами: организации производ­ ственной и социально-культурной инфра­ структуры должны обеспечивать своими ви­ дами работ и услуг всю территорию района, являющегося основной административной единицей. Без этого, говорят ученые, труд­ но сочетать отраслевой и территориальный принципы управления, так как дисгармония такого порядка неизбежно приведет к ве­ домственности. Но наука наукой, давайте обратимся к фактам житейским и побыва­ ем в Тальменском районе. Все начинается с дороги Начнем и мы с нее, И с автомобиля, ибо эти два понятия неотделимы друг от друга. Что же касается Предметом ведомственной разобщенности в Тальменке являются и сами дороги: одни из них, общего пользования, закреплены за организациями Минавтодора, внутрихозяй­ ственные— за колхозами, совхозами и лес­ хозами, а остальные — за местными Совета­ ми. И обслуживают их разные организации, в коих постоянно наблюдается перелив кад­ ров. В этой связи высказываются предло­ жения создать в рамках РАПО новое под­ разделение по обслуживанию внутрихозяй­ ственных дорог. А надо ли это де­ лать? Не лучше ли сосредоточить всю технику и ресурсы по строительству, ремонту и содержанию всех трасс в Мин- автодоре? Таким образом, предполагается подойти к системе, когда большинство автотранспорта сконцентрируется в Минавтотрансе, а сами дороги в Минавтодоре. А теперь предполо­ жим, что, например, в железнодорожном транспорте пути будут принадлежать одно­ му министерству, а подвижной состав дру- гому. Видимо, неразумно. Тогда, соответ­ ственно, будет иметь смысл объединить оба министерства в одно союзно-республикан­ ское, а его подразделения на местах станут номинально подчиняться агропромышленным объединениям. И уже не столько партнер­ ство будет решать судьбу дорог, сколько общий интерес, общая забота. Во всяком случае, станет ясно, какие трассы нужно прокладывать в первую очередь и как лучше развивать сеть дорог на перспективу. Где, например, срочно требуется асфальт, а где еще можно обойтись щебеночным покрыти­ ем. Сейчас же иногда получается так, что дорога от села до мехтока одевается сразу в асфальт, а цо селу нет и щебеночной. Аналогичное положение и в строительстве. В райисполкоме мне рассказали такой слу­ чай. На Озерском свинокомплексе жилье возводила одна ПМК, а котельную другая. Сроки их ввода не совпали и пришлось стро- ить временную котельную. И таких приме­ ров по району хоть отбавляй. И все потому, чтр помимо Алтайсельстроя здесь задей­ ствованы и подразделения Межколхозстроя. Разница между ними лишь в том, что у них разные источники финансирования Но от

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2