Сибирские огни, 1985, № 9

кто «віьіпрягается», у него власти мало. Положение, в котором оказалось сельхоз- управление в Советском, конечно, исключи­ тельное. Во многом это «рецидив» прошлого, когда ему некем было руководить, так как большинство хозяйств было завязано на объединение «Алтайскотопром». И потому тут так же, как и в Калманке, усекли аппа­ рат управления, а восполнить его вовремя не сумели. Недокомплект кадров характерен ныне для многих райсельхозуправлений еще и потому, что нет твердого штатного распи­ сания. Возьмем хотя бы должность замести­ теля начальника управления. Она введена лишь в половине районов края. Ведущая служба РАПО — отдел межотраслевых свя­ зей — представлен всего одним человеком, коему под силу лишь выполнять разовые по­ ручения, не говоря уж о том, чтобы управ­ лять различными межотраслевыми комис­ сиями. Да и отдел сводного планирования и межотраслевых связей крайсельхозуправ- ления ныне большей частью занимается бумаготворчеством: специалистов тут пре­ вратили в технических секретарей. Между тем дел у них непочатый край В первую очередь от «межотраслевиков» ждут помощи в колхозах и совхозах, пере­ шедших на центровывоз молока. И вот в чем. Сейчас в районах специалисты молоч­ ной промышленности не имеют никаких кон. тактов с зоотехнической службой райсель­ хозуправлений Хотя связь такая необходи­ ма. В алтайской «глубинке» еще немало пунктов по приему молока. Оборудованы они не ахти как. Ремонт аппаратуры не на­ лажен. И я слышал такое предложение: по­ чему бы не создать в районах станции тех­ нического обслуживания этих пунктов по­ добно тем, что действуют в животновод­ стве от Сельхозтехники? Разумеется, на принципиально новой основе, так, чтобы эта служба была заинтересована в резуль­ татах партнеров. И краевому агропрому тут карты в руки. Или такой вопрос. В свое время много писалось и даже дискутировали: нужен ли селу юрист? Наконец, стороны пришли к единому мнению: служба эта нужная, ее надо укреплять. Ныне она узаконена в рай- сельхозуправлениях. Но опять же что мо­ жет сделать один юрисконсульт при непо­ мерном объеме работ? В той же Калмачке Райсельхозуправление заключает более трех­ сот договоров с партнерами. Каждый на­ до проверить. Плюс арбитражные дела, контроль за соблюдением законодательства, разбор жалоб. Поневоле зашьешься. — Надо дать право советам РАПО самим формировать юридические и другие свод­ ные службы,— заметил Попов. — Тогда уж лучше вывести их из подчи­ нения РАПО,— заметил я.—А заодно вы­ вести Госсельтехнадзор, инспекции — семен­ ную и по контролю за качеством продукции. — Тоже верно,— согласился Попов.— Они должны быть беспристрастными судья­ ми. Словом, в работе РАПО и их специали- стов пока возникает больше вопросов, чем находится бесспорных ответов на них При­ чем решение многих проблем выходит за рамки местных органов власти, то есть нахо­ дится в компетенции вышестоящих инстйь- ций. Так, на сегодня явно не соответствуют положениям об агропромышленных объе­ динениях отдельные инструкции мини­ стерств и ведомств, входящих в них. Их ука­ зания часто далеки от интересов земледель­ цев. Помнится, в «Правде» была напечатана заметка о том. как колхозы н совхозы Гор­ но-Алтайской автономной области с по­ мощью треста «Горноалтайскводстрой» про­ вели так называемые культуртехнические работы. То есть раскорчевывали залесенные участки земли, вспахивали их, засевали тра­ вами. Сборы трав сразу поднялись. Но вот недавно встречаю автора письма, инжене- ра-мелиоратора Орлова, работающего в обл­ исполкоме, спрашиваю его: — Получил ли дальнейшее распростране­ ние опыт? — Кое-что сделали, но мало,— отвечает он.— Мешают устаревшие инструкции.- И он показал одну из них. Смысл которой таков: работы по валке леса, обрубке сучьев, разделке хлыстов на кряжи, трелев­ ке и вывозке леса к культуртехническим работам не относятся. Но инструкция впол­ не приемлема для степных районов, а для горной, лесистой местности, где валка со­ ставляет значительный объем работ, она не подходит. По-хорошему надо включать все эти операции в план, а это как раз и запре­ щается. Вопрос за'интересовал меня еще больше. Покопавшись изрядно в бумагах, мы на­ ткнулись на указание о порядке составле­ ния смет и расчетов за выполнение куль- туртехническнх работ на землях, не требу­ ющих осушения, подрядными строительно­ монтажными организациями системы Мин- водхоза СССР. Согласно этому документу, коренное улучшение горного поля в совхозах осуществляется за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных на­ роднохозяйственным планом, а в колхозах за счет отчислений от бюджета на опеоа- ционные расходы. Получалось так: самые объемные операции по валке и вывозке леса по-прежнему относятся к коренному улуч­ шению угодий. То же самое касается и устройства подъездных путей, которые не предусматриваются никакими проектами. — Ну и что ты предлагаешь? — спросил я Орлова.— Кто же разрешит вам вести за­ готовку леса за счет этих самых технических работ? — Да этого никто и не требует,— сказал он.—А вот расчистку от леса участков, предназначенных для ремонта земель, необ­ ходимо проводить — Но для этого нужна еще одна инструк­ ция,—усмехнулся я.— Прямо как у Райки- на: даііте мне справку о том, что мне нужна справка. — А вот побачьте цидульку! — и Орлов подал мне еще один фирменный бланк. Из того, что там было написано, явствовало, что культуртехнические работы в европей­ ской части страны финансируются Мини­ стерством мелиорации и водного хозяйства, а вот районам Сибири деньги іці эти цели выделяет Министерство сельского хозяйства РСФСР. Отсюда и все беды. Минсельхоз РСФСР считает, что на валку леса и на устройство подъездных путей необходимы дополнительные средства. К тому же эти операции включаются в графу «прочие рабо­ ты и затраты», а не основные. Вот так важ- ное дело оказалось в плену ведомственных ігэ"

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2