Сибирские огни, 1985, № 9
кто «віьіпрягается», у него власти мало. Положение, в котором оказалось сельхоз- управление в Советском, конечно, исключи тельное. Во многом это «рецидив» прошлого, когда ему некем было руководить, так как большинство хозяйств было завязано на объединение «Алтайскотопром». И потому тут так же, как и в Калманке, усекли аппа рат управления, а восполнить его вовремя не сумели. Недокомплект кадров характерен ныне для многих райсельхозуправлений еще и потому, что нет твердого штатного распи сания. Возьмем хотя бы должность замести теля начальника управления. Она введена лишь в половине районов края. Ведущая служба РАПО — отдел межотраслевых свя зей — представлен всего одним человеком, коему под силу лишь выполнять разовые по ручения, не говоря уж о том, чтобы управ лять различными межотраслевыми комис сиями. Да и отдел сводного планирования и межотраслевых связей крайсельхозуправ- ления ныне большей частью занимается бумаготворчеством: специалистов тут пре вратили в технических секретарей. Между тем дел у них непочатый край В первую очередь от «межотраслевиков» ждут помощи в колхозах и совхозах, пере шедших на центровывоз молока. И вот в чем. Сейчас в районах специалисты молоч ной промышленности не имеют никаких кон. тактов с зоотехнической службой райсель хозуправлений Хотя связь такая необходи ма. В алтайской «глубинке» еще немало пунктов по приему молока. Оборудованы они не ахти как. Ремонт аппаратуры не на лажен. И я слышал такое предложение: по чему бы не создать в районах станции тех нического обслуживания этих пунктов по добно тем, что действуют в животновод стве от Сельхозтехники? Разумеется, на принципиально новой основе, так, чтобы эта служба была заинтересована в резуль татах партнеров. И краевому агропрому тут карты в руки. Или такой вопрос. В свое время много писалось и даже дискутировали: нужен ли селу юрист? Наконец, стороны пришли к единому мнению: служба эта нужная, ее надо укреплять. Ныне она узаконена в рай- сельхозуправлениях. Но опять же что мо жет сделать один юрисконсульт при непо мерном объеме работ? В той же Калмачке Райсельхозуправление заключает более трех сот договоров с партнерами. Каждый на до проверить. Плюс арбитражные дела, контроль за соблюдением законодательства, разбор жалоб. Поневоле зашьешься. — Надо дать право советам РАПО самим формировать юридические и другие свод ные службы,— заметил Попов. — Тогда уж лучше вывести их из подчи нения РАПО,— заметил я.—А заодно вы вести Госсельтехнадзор, инспекции — семен ную и по контролю за качеством продукции. — Тоже верно,— согласился Попов.— Они должны быть беспристрастными судья ми. Словом, в работе РАПО и их специали- стов пока возникает больше вопросов, чем находится бесспорных ответов на них При чем решение многих проблем выходит за рамки местных органов власти, то есть нахо дится в компетенции вышестоящих инстйь- ций. Так, на сегодня явно не соответствуют положениям об агропромышленных объе динениях отдельные инструкции мини стерств и ведомств, входящих в них. Их ука зания часто далеки от интересов земледель цев. Помнится, в «Правде» была напечатана заметка о том. как колхозы н совхозы Гор но-Алтайской автономной области с по мощью треста «Горноалтайскводстрой» про вели так называемые культуртехнические работы. То есть раскорчевывали залесенные участки земли, вспахивали их, засевали тра вами. Сборы трав сразу поднялись. Но вот недавно встречаю автора письма, инжене- ра-мелиоратора Орлова, работающего в обл исполкоме, спрашиваю его: — Получил ли дальнейшее распростране ние опыт? — Кое-что сделали, но мало,— отвечает он.— Мешают устаревшие инструкции.- И он показал одну из них. Смысл которой таков: работы по валке леса, обрубке сучьев, разделке хлыстов на кряжи, трелев ке и вывозке леса к культуртехническим работам не относятся. Но инструкция впол не приемлема для степных районов, а для горной, лесистой местности, где валка со ставляет значительный объем работ, она не подходит. По-хорошему надо включать все эти операции в план, а это как раз и запре щается. Вопрос за'интересовал меня еще больше. Покопавшись изрядно в бумагах, мы на ткнулись на указание о порядке составле ния смет и расчетов за выполнение куль- туртехническнх работ на землях, не требу ющих осушения, подрядными строительно монтажными организациями системы Мин- водхоза СССР. Согласно этому документу, коренное улучшение горного поля в совхозах осуществляется за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных на роднохозяйственным планом, а в колхозах за счет отчислений от бюджета на опеоа- ционные расходы. Получалось так: самые объемные операции по валке и вывозке леса по-прежнему относятся к коренному улуч шению угодий. То же самое касается и устройства подъездных путей, которые не предусматриваются никакими проектами. — Ну и что ты предлагаешь? — спросил я Орлова.— Кто же разрешит вам вести за готовку леса за счет этих самых технических работ? — Да этого никто и не требует,— сказал он.—А вот расчистку от леса участков, предназначенных для ремонта земель, необ ходимо проводить — Но для этого нужна еще одна инструк ция,—усмехнулся я.— Прямо как у Райки- на: даііте мне справку о том, что мне нужна справка. — А вот побачьте цидульку! — и Орлов подал мне еще один фирменный бланк. Из того, что там было написано, явствовало, что культуртехнические работы в европей ской части страны финансируются Мини стерством мелиорации и водного хозяйства, а вот районам Сибири деньги іці эти цели выделяет Министерство сельского хозяйства РСФСР. Отсюда и все беды. Минсельхоз РСФСР считает, что на валку леса и на устройство подъездных путей необходимы дополнительные средства. К тому же эти операции включаются в графу «прочие рабо ты и затраты», а не основные. Вот так важ- ное дело оказалось в плену ведомственных ігэ"
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2