Сибирские огни, 1985, № 9
Словом, как ни крути, копейка рубль бе режет. И реальный путь пополнить народ ную копилку — это подчинить взаимоотно шения партнеров известному приниипу; «Кесарю — кесарево». Но у подразделений Минмясомолпрома на этот счет несколько иной взгляд. Нет, они не отмахиваются от законных требований животноводов, но де лают столько оговорок, что блеск в глазах инициаторов центровывоза сразу потухает. Еще бы: кто устоит перед такими требова ниями: «Отдайте нам транспорт», «Сделай те сначала подъездные пути». «Заасфаль тируйте дороги, тогда и посмотрим!» Примерно так, если не жестче, препира лись с павловцами и в краевом объединении молочной промышленности, пока за это де ло не взялось всерьез РАНО. На заседании совета были выдвинуты веские доводы: [ добрая четверть хозяйств района находит ся на асфальте Что же касается специали зированного транспорта, то стороны пришли к такому решению: дать в аренду масло- сырзаводу имеющиеся в хозяйствах молоко возы и прицепные цистерны. Так и сделали. Привлеченные водители прошли курс лабо рантов, за что им доплачивают к зарплате. И теперь молоко, как ручейки в реку, стека ется с ферм на центральную усадьбу, а от сюда его забирают заводы. Случись какой сбой, определить виновных не составляет труда, ибо ответственность за груз преду смотрена договором. Всего третий год павловцы работают с молоком по-новому, но сдвиги уже налицо. Цистерны у ворот предприятия больше в очередь не выстраиваются. В хозяйствах приводят в порядок дороги, оборудованы базовые пункты приема молока. В минув шем году район сдал первосортной продук ции на шесть процентов больше, чем в пре дыдущем. Колхозы и совхозы получили за счет этого дополнительно около полумиллио на рублей. — С молочниками мы нашли общий язык,— сказал Рассахань,-А вот с мясо комбинатом по-прежнему стоим на разных полюсах. Не идет он на пентровывоз. В ито- ге то передерживаем скот, то теряем в пути привесы. Потери павловцев при перегоне скота еще терпимые. Комбинат под боком, всего за шестьдесят километров. А вот в отдаленных районах, именуемых сибирской «глубинкой», они гораздо больше. Мне, например, не раз приходилось бывать в Кош-Агачском райо не, у самой границы с Монголией. Там, в Чуйской долине, пасется добрая четверть отар Горно-Алтайской автономной области. А до Бийского мясокомбината ни мало нп много —шестьсот верст. Пока гонят Чуй- ским трактом овечек, они порастеряют все, что нагуляли в «альпийских» лугах, и в зачет идет поистине «баранин вес». Прошлой осенью я вновь проехал знако мой трассой, но не встретил ни отар, спуска ющихся с гор, ни бивуаков скотогонов Ока зывается, овечек прямо с пастбищ на авто фургонах «Бийсксовавто» увозят на мясо комбинат. Только эта операция позволила кош-агачцам дополнительно сдать государ ству 400 тонн мяса. Но пример этот, к со жалению,— исключение из правил. Краевое объединение мясной промышленности не хо чет брать на себя дополнительные заботы, да и транспорта не хватает. Ведь не в каж дой зоне есть такая мощная организация, как «Бийсксовавто». Особняком в Павловском, как равно и других советах РАНО, держится подразде ление краевого объединения хлебопродук тов. Мол, у нас свои цели и задачи. И от четность своя. Между тем в крае есть нема ло примеров крепкого содружества руково дителей хлебоприемных пунктов и элевато ров с колхозами и совхозами. — Долг тружеников села —дать полно ценное зерно,— сказал мне первый секре тарь Усть-Калманского райкома партии Ва лентин Петрович Гузенко,-А вывозить хлеб — это забота заготовителей. — А где же они возьмут транспорт? *— спросил я его. — Но мы же все равно привлекаем его со стороны на уборку. Вот и надо распоря диться им по-хозяйски. Как поступают усть-калманпы? Выделя ют колонну грузовиков в непосредственное подчинение элеватору, так называемые НУП. Оперативный штаб разрабатывает ча совой график доставки зерна по каждому хозяйству и каждой культуре в огдельнс- сти. Свыше ста автопоездов доставляют с токов колхозов и совхозов в суткіі до трех четырех тысяч тонн зерна. В сочетании с комбнтрейлерны.чи перевозками такая орга низация труда высвобождает 50—70 авто машин на другие цели. Несколько иначе видится специализация в более широком масштабе. Было бы очень хорошо, считает Гузенко, вменить в обязан ность заготовительных организаций не толь ко хранение, но и переработку всего фура жа в концентраты, последующее его распре деление То же самое касается и семян. Проследим далее за ходом мысли моего собеседника. Перестройку, говорит он, нчдо начинать с поля. Сами, мол, посудите: сей час даже там, где существуют тока, практи чески редко встретишь машины для очистки и сушки зерна в комплекте. Посмотришь: тут и там одиночные силуэты зерноочисти тельных установок. Лишь к немногим из них «привязаны» небольшие склады. Работают такие объекты от силы месяц в го.ду с низ кой производительностью. Почему бы не сконцентрировать их в одном месте, не сде лать своеобразными филиалами элеваторов? Наконец, стоит ли колхозам и совхозам тра тить огромные средства на создание соб ственных очистительных линий и сушиль ных хозяйств, когда в тридцати километ рах находится хлебоприемный пункт? Тут я должен сделать оговорку. Гузенко хорошо так рассуждать, ибо в Усть-Калман- ке хорошая сеть дорог, образцовые тока и подъездные пути Поэтому здешние кол хозы и совхозы возят на элеватор даже не очищенное зерно, а отходы возвращаются хозяйствам. И это оказалось куда выгоднее, чем подработка зерна велась бы на механи зированных токах. Но такая перспектива устраивает далеко не всех, ибо неочищенное зерно на большие расстояния возить наклад но. Поэтому там, где не применяются по- вые методы перевозок, далеко элеваторы и действуют существующие экономические формы взаимоотношений хозяйств с заго товителями, колхозам и совхозам выгоднее иметь свои сушильные установки и склад ские емкости. Однако начинание усть-кал- манцев заслуживает внимания.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2