Сибирские огни, 1985, № 9

Словом, как ни крути, копейка рубль бе­ режет. И реальный путь пополнить народ­ ную копилку — это подчинить взаимоотно­ шения партнеров известному приниипу; «Кесарю — кесарево». Но у подразделений Минмясомолпрома на этот счет несколько иной взгляд. Нет, они не отмахиваются от законных требований животноводов, но де­ лают столько оговорок, что блеск в глазах инициаторов центровывоза сразу потухает. Еще бы: кто устоит перед такими требова­ ниями: «Отдайте нам транспорт», «Сделай­ те сначала подъездные пути». «Заасфаль­ тируйте дороги, тогда и посмотрим!» Примерно так, если не жестче, препира­ лись с павловцами и в краевом объединении молочной промышленности, пока за это де­ ло не взялось всерьез РАНО. На заседании совета были выдвинуты веские доводы: [ добрая четверть хозяйств района находит­ ся на асфальте Что же касается специали­ зированного транспорта, то стороны пришли к такому решению: дать в аренду масло- сырзаводу имеющиеся в хозяйствах молоко­ возы и прицепные цистерны. Так и сделали. Привлеченные водители прошли курс лабо­ рантов, за что им доплачивают к зарплате. И теперь молоко, как ручейки в реку, стека­ ется с ферм на центральную усадьбу, а от­ сюда его забирают заводы. Случись какой сбой, определить виновных не составляет труда, ибо ответственность за груз преду­ смотрена договором. Всего третий год павловцы работают с молоком по-новому, но сдвиги уже налицо. Цистерны у ворот предприятия больше в очередь не выстраиваются. В хозяйствах приводят в порядок дороги, оборудованы базовые пункты приема молока. В минув­ шем году район сдал первосортной продук­ ции на шесть процентов больше, чем в пре­ дыдущем. Колхозы и совхозы получили за счет этого дополнительно около полумиллио­ на рублей. — С молочниками мы нашли общий язык,— сказал Рассахань,-А вот с мясо­ комбинатом по-прежнему стоим на разных полюсах. Не идет он на пентровывоз. В ито- ге то передерживаем скот, то теряем в пути привесы. Потери павловцев при перегоне скота еще терпимые. Комбинат под боком, всего за шестьдесят километров. А вот в отдаленных районах, именуемых сибирской «глубинкой», они гораздо больше. Мне, например, не раз приходилось бывать в Кош-Агачском райо­ не, у самой границы с Монголией. Там, в Чуйской долине, пасется добрая четверть отар Горно-Алтайской автономной области. А до Бийского мясокомбината ни мало нп много —шестьсот верст. Пока гонят Чуй- ским трактом овечек, они порастеряют все, что нагуляли в «альпийских» лугах, и в зачет идет поистине «баранин вес». Прошлой осенью я вновь проехал знако­ мой трассой, но не встретил ни отар, спуска­ ющихся с гор, ни бивуаков скотогонов Ока­ зывается, овечек прямо с пастбищ на авто­ фургонах «Бийсксовавто» увозят на мясо­ комбинат. Только эта операция позволила кош-агачцам дополнительно сдать государ­ ству 400 тонн мяса. Но пример этот, к со­ жалению,— исключение из правил. Краевое объединение мясной промышленности не хо­ чет брать на себя дополнительные заботы, да и транспорта не хватает. Ведь не в каж­ дой зоне есть такая мощная организация, как «Бийсксовавто». Особняком в Павловском, как равно и других советах РАНО, держится подразде­ ление краевого объединения хлебопродук­ тов. Мол, у нас свои цели и задачи. И от­ четность своя. Между тем в крае есть нема­ ло примеров крепкого содружества руково­ дителей хлебоприемных пунктов и элевато­ ров с колхозами и совхозами. — Долг тружеников села —дать полно­ ценное зерно,— сказал мне первый секре­ тарь Усть-Калманского райкома партии Ва­ лентин Петрович Гузенко,-А вывозить хлеб — это забота заготовителей. — А где же они возьмут транспорт? *— спросил я его. — Но мы же все равно привлекаем его со стороны на уборку. Вот и надо распоря­ диться им по-хозяйски. Как поступают усть-калманпы? Выделя­ ют колонну грузовиков в непосредственное подчинение элеватору, так называемые НУП. Оперативный штаб разрабатывает ча­ совой график доставки зерна по каждому хозяйству и каждой культуре в огдельнс- сти. Свыше ста автопоездов доставляют с токов колхозов и совхозов в суткіі до трех­ четырех тысяч тонн зерна. В сочетании с комбнтрейлерны.чи перевозками такая орга­ низация труда высвобождает 50—70 авто­ машин на другие цели. Несколько иначе видится специализация в более широком масштабе. Было бы очень хорошо, считает Гузенко, вменить в обязан­ ность заготовительных организаций не толь­ ко хранение, но и переработку всего фура­ жа в концентраты, последующее его распре­ деление То же самое касается и семян. Проследим далее за ходом мысли моего собеседника. Перестройку, говорит он, нчдо начинать с поля. Сами, мол, посудите: сей­ час даже там, где существуют тока, практи­ чески редко встретишь машины для очистки и сушки зерна в комплекте. Посмотришь: тут и там одиночные силуэты зерноочисти­ тельных установок. Лишь к немногим из них «привязаны» небольшие склады. Работают такие объекты от силы месяц в го.ду с низ­ кой производительностью. Почему бы не сконцентрировать их в одном месте, не сде­ лать своеобразными филиалами элеваторов? Наконец, стоит ли колхозам и совхозам тра­ тить огромные средства на создание соб­ ственных очистительных линий и сушиль­ ных хозяйств, когда в тридцати километ­ рах находится хлебоприемный пункт? Тут я должен сделать оговорку. Гузенко хорошо так рассуждать, ибо в Усть-Калман- ке хорошая сеть дорог, образцовые тока и подъездные пути Поэтому здешние кол­ хозы и совхозы возят на элеватор даже не­ очищенное зерно, а отходы возвращаются хозяйствам. И это оказалось куда выгоднее, чем подработка зерна велась бы на механи­ зированных токах. Но такая перспектива устраивает далеко не всех, ибо неочищенное зерно на большие расстояния возить наклад­ но. Поэтому там, где не применяются по- вые методы перевозок, далеко элеваторы и действуют существующие экономические формы взаимоотношений хозяйств с заго­ товителями, колхозам и совхозам выгоднее иметь свои сушильные установки и склад­ ские емкости. Однако начинание усть-кал- манцев заслуживает внимания.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2