Сибирские огни, 1985, № 9
видимо, решили яриблизить партнера к селу. Чем Же обернулось такое «приближение»? Три года назад в павловских хозяйствах провели инвентаризацию запасных частей. Их хранение сосредоточили в Шелаболихе, где полностью проводится капитальный ре монт комбайнов всех марок и назначений. То же самое решили сделать и с сеноубо рочной техникой. Гусеничные тракторы ре монтируют в основном в хозяйствах, за исключением двигателей к ним — их лечат на ремзаводе. Действует также обменный пункт, где услуги осуществляются по так называемому агрегатно-узловому методу. А вот обслуживание тракторов К-700 полно стью взяла на себя Райсельхозтехника. При этом совет РАПО пересмотрел тарифы и расценки на некоторые виды работ и услуг. Все это можно было бы отнести к положи тельным тенденциям, если бы не одно «но». По • существу, павловцам удалось решить лишь отдельные, частные вопросы, не за трагивающие самой сути проблемы. А суть ее в том, что ремонтно-техническое обслу живание разорвано между двумя ведомства ми. Одна ее часть находится в подчинении сельхозорганов, другая — Сель.хозтехчикн. Запчасти и материалы переданы последней, а у нее свои нормативы на распределение тех и других. Разработаны они к тому же институтами Сельхозтехники в интересах ка питального ремонта, которые делают их предприятия. Доля запчастей на капремонт завышена, а на текущий уход и ремонт, с которым справляются хозяйства, занижена. Не спасают и некоторые корректировки в свете новых решений по агропрому. 'Гак, снижение тарифов и расценок на отдельные виды услуг Павловской райсельхозтехннке, что слону дробина, ибо две трети объема она набирает на стороне. И если с советом РАПО она разговаривает на «вы», то с иногородними заказчиками не больно цере монится, с лихвой покрывая расходы. — Мы организация хозрасчетная,—ска зали мне в Райсельхозтехнике.—Нам тоже надо расти, развиваться. А не будет прибы ли, на что же строить? Все вроде бы логично. Нелогично лишь то, что большинство колхозов и совхозов райо на вот уже который год срабатывает с убыт ком, а Сельхозтехника проііветает Она еще никогда не была в накладе. И такое положе ние в целом по краю. Вспоминается разговор с директором гос- племзавода «Родинский» Григорием Яко венко. Человек он инициативный, ищущий, умеет беречь народную копейку, но сам признается, что как только дело доходиг до расчета с Райсельхозтехникой за ремон’', его начинает коробить. — Ох и обдиралы! — воскликнул он в сердцах.— Сделают на грош, а возьмут на пятак. По словам Яковенко, задумано вроде бы неплохо. Все отдали Сельхозтехнике: ре монт, техобслуживание. И запасные части в ее распоряжении. Но рабочей силой и ма териальной базой она не обеспечена. А жить-то надо. Вот и набирают себе непо сильный объем работ. Часть программы вы полняют у себя, занимая у хозяйств лю дей. Все бы ничего, говорит собеседник, об щее дело делаем, почему бы п не помочь. Но вот вопрос. Казалось бы, раз взяли ра бочих, то будьте добры обеспечить им нор мальные бытовые условия, сносную зарпла ту. Ан нет. И эта часть забот ложится бре менем на хозяйства. «Родинский» в этом плане не исключение: доплачивает механи заторам, работающим в филиале. — Неужели и вас обсчитывают? —шут ливо заметил я. — Обсчитывают, да еще как. Ладно, хоть бы ограничились фиктивным ремонтом. Партнер не несет никаких расходов по амортизации здания. Отопление и освеще ние бесплатно. На охрану труда и технику безопасности ни копейки не выделяет. Ор ганизацией труда в филиале не занимается. Кому нужен такой помощник? Опроцентует, и полный ажур. Яковенко не первый, кого не устраивает отношение с ремонтной службой. И выход, который он предлагает, довольно заманчи вый: не то чтобы рубить под корень, а пе рестроить. Схематически это выглядит так: забрать от Сельхозтехники торговлю, выде лив ее тем самым в отдельную снабженче скую организацию, которая бы одинаково обеспечивала запчастями и агрегатами Сельхозтехнику и хозяйства, согласно объе му работ. Притом вменить в обязанность Райсельхозуправления — доводить планы ре монта до мастерских как тех, так и других. Иными словами, нужно менять структуру ремонтно-технического обслуживания. А конкретно — создавать единую инженерную службу, заинтересованную в конечных ре зультатах обслуживаемых ею отраслей. На этот счет приходилось слышать раз ные точки зрения. Вот одна из них. Инжене ры считают, что технику надо полностью ремонтировать в совхозах п колхозах. То есть не машины должны идти к запчастям, а, наоборот, запчасти к машинам. Как важ но это, говорить не приходится. Ведь сегод ня, не имея нужных деталей, хозяйства сплошь и рядом направляют тракторы в ремонт преждевременно. А лишняя разбор ка-сборка ведет порой к досрочному разру шению организма машин. При обе.элнчен- ном ремонте, что внедрен на предприятиях Сельхозтехники, заводской экземпляр исче зает, появляется другой, собранный из раз ных, не раз восстановленных частей. Зна чит, надо своевременно заменять вышедшие из строя детали н узлы, и тогда машины могут работать без капитального ремонта до полной амортизации. К этому, ясно, мы должны стремиться. Заменяя детали па ме сте, в колхозах и совхозах, механизаторы резко повысят надежность техники. Немало важен тут и социальный аспект: повысится занятость механизаторов в знмпмй период. Другая точка зрения такова. Мол, теку щий ремонт оставить за хозяйствами, а вот сложные узлы и агрегаты все же должна ремонтировать крупная промышленность. Лучше всего заводы-изготовптелп. Тем бо лее, что ни мастерские хозяйств, нн пред приятия Сельхозтехники такого качества, как они, пока еще не обеспечивают, В этом убеждает и опыт Вильнюсского завода топ ливной аппаратуры, куда сдают па ремонт топливные насосы даже предприятия Сель хозтехники. Есть и другие мнения. Вопрос, где вести ремонт, особенно остро стоит ныне для всех предприятий — партнеров земледель цев. Подразделения Сельхозтехники близко не подпускают к себе их инженерные служ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2