Сибирские огни, 1985, № 9

воровский», например, он не вписался в до­ говор, заключенный со звеньями. А в колхо­ зе «Великий Октябрь» Троицкого района с этим явно переборщили: по итогам минувше­ го года каждому члену звена насчитали чуть ли не но вагону зерна. В конце концов сошлись на малом, оплатив разницу день­ гами. В некоторых других хозяйствах об этом предпочитают умалчивать, что тоже вызывает много нареканий со стороны ме­ ханизаторов. Думается, наиболее опти­ мальный вариант выработан опять же в ко- сихинском колхозе «Путь к коммунизму». Во-первых, натуральная, как и денежная, оп­ лата тут начисляется не за выполнение комбайнером сезонных норм выработки, а за количество полученного зерна. Во-вто­ рых, она начисляется всему звену, а уж его общее собрание решает, кому и сколько выделить. Бригадный подряд на Алтае применяется уже более пятнадцати лет. В этом движении были подъемы и спады. На сегодня в крае более 6000 безнарядных звеньев. Ими ох­ вачено 45 процентов зернового производства и треть животноводства. Довольно успешно идет внедрение новых прогрессивных форм организации труда в Смоленском, Коси- хинском, Алейском районах. Но во многих района.ч, таких как Тальменский, Тюменцев- ский, звенья существуют только на бумаге. Может быть, потому и дела тут идут не блестяще. В целом по краю урожаи не ра­ стут, отдача пашни не повышается. Хотя затраты на производство год от года уве­ личиваются. Все это результат нехозяйско­ го, подчас равнодушного отношения к зем­ ле и технике. Как тут не вспомнить Луценко из Пав­ ловска, предлагающего вывести растение­ водство колхоза из прорыва. Именно такими энтузиастами и сильна алтайская земля. Но недавно вновь получаю от Луценко письмо. А в нем те же грустные нотки: «Другие во­ всю работают по-новому, а мы с Пушкаре- вым все дискутируем». Что и говорить, сильна инерция мышления. Далеко не все хозяйственники сумели перестроиться. А иные впадают в другую крайность, созда­ вая звенья волевым путем, без учета жела­ ния механизаторов, вот они и буксуют. Не имея должной поддержки на местах, есте­ ственно, такие коллективы при первых же трудностях распадаются, свидетелем чего я был не только в «Суворовском». Чтобы быстрее изжить недоверие к подря­ ду, говорили специалисты, надо полнее ис­ пользовать накопленный опыт. Тем более что в таком деле регламентация недопусти­ ма. И начинать эту работу надо с внедре­ ния хозрасчета, без которого нечего рас­ считывать на объективную оценку труда. Иными словами, одного энтузиазма Лу­ ценко и ему подобных сторонников «безна- рядки» тут мало. Необходимы детальные проработки, экономические обоснования до­ говоров. И тогда будет меньше споров и разногласий в коллективах, зато отдача их будет несравненно выше. ПОГОДА НА ЗАВТРА Разбор конфликтов заставил меня при­ стальнее присмотреться и к работе новых 124 органов управления РАНО. И начал я зна­ комство с Павловского района, за которым прочно укрепилось название «пригородный». Хотя по площади он один из крупных в Алтайском крае. Более 180 тысяч гектаров пашни. Девятнадцать колхозов и совхозов, десятки различных перерабатывающих, ре­ монтных, строительных и прочих организа­ ций. И все они в той или иной мере завяза­ ны на сельское хозяйство. И потому совет РАНО тут самый многочисленный. В нем представлены специалисты 41 предприятия. Это накладывает определенный отпечаток на его деятельность, порождает свои слож­ ности и в то же время дает простор для по­ иска новых организационных форм, совер­ шенствования взаимоотношений. Главный партнер земледельцев — Рай- сельхозтехника. В Павловске она, пожалуй, тоже самая крупная среди родственных предприятий края. Но, прямо скажем, техни­ ческая оснащенность данного подразделения Госкомсельхозтехники, как и повсеместно в данной системе, до последнего времени часто приходила в противоречие с целями и задачами, стоящими перед ремонтными службами. Дело в том, что ее работников прежде всего заботили планы товарооборо­ та. В погоне за «валом» они брались за ре­ монт машин без разбора в любых хозяй­ ствах. И даже если колхозы и совхозы са­ ми могли подлечить машины, не давали им запчасти. Чтобы избежать такой зависимости, кол­ хозы и совхозы тоже не дремали, а накапливали запасы деталей Хотя это было накладно (не бесплатно же они даются), да и вело к потере запчастей, порой, годами ржавевших на полках. Но каждый рассуждал так: лучше иметь за­ пас, чем потом в поисках нужной детали терять драгоценное время, отвлекать тран­ спорт. Обиднее всего было квалифициро­ ванным специалистам, которых, надо пола­ гать, государство готовило совсем для дру­ гих целей. Способности сельского инженера, механика подчас оценивались не по тому, как он занимается производством, а по то­ му, как добывал запчасти. Вот и превра­ щались они порой в заурядных «толкачей». Где уж им глубоко заниматься технологией производства, внедренческой работой Не оставалось для этого ни времени, ни сил. К сказанному хотелось бы добавить сле­ дующее. Коли мы стремимся, чтобы в хо­ зяйствах были технически грамотные спе­ циалисты, не надо сбрасывать ‘ со счетов человеческий фактор, о котором упоминал уже председатель колхоза «Путь к комму­ низму». И дело не только в организации. Нужно ли, скажем, при такой ситуации об­ разование? Ведь для того, чтобы добыть где-то необходимую деталь, требуется от­ нюдь не знание, а совсем другое. Только потому, что время, силы, нервы уходят на неквалифицированную работу, а порой — незаконные сделки, специалисты инженерной службы часто не удовлетворены своей про­ фессией. Выход из создавшегося положения прак­ тики и ученые ищут уже давно. В том чи­ сле и на Алтае. В последнее время, например, здесь стали появляться филиалы мастер­ ских Госкомсельхозтехники в хозяйствах. Есть такой опорный пункт и в Павловске, на базе совхоза «Шелаболихинский». Гак,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2