Сибирские огни, 1985, № 8
ный манер — заостренной тростниковой па лочкой, обмоКіНутой в чернила. Грамотность, естественно, не могла быть достоянием мно гих, но все же существовала определенная прослойка людей, постигших искусство чте ния и письма. Современные представления об истории, культуре, нравах и обычаях древних и сред невековых народов Южной Сибири еще очень далеки от совершенства. Для создания исчер пывающей картины предстоит сделать очень многое, и не одно поколение ученых будет заниматься этими проблемами. Но и того, что уже достигнуто, отнюдь не мало. Боль шая заслуга в этом принадлежит Л. Р. Кыз- ласову, неуто.мимому исследователю, посвя тившему свою жизнь изучению далекого прошлого юга Сибири. Познакомившись с его книгой, читатель откроет для себя еще одну страницу истории нашей необъятной Родины. В, Евсьоков, С. Комиссаров Иван Прилипченко. Утоление. Барнаул, Алтайское кн. изд-во, 1984. Эта небольшая по объему книжка рас крывает перед нами огромное социальное и экономическое значение ведущих строек последних двух пятилеток в Алтайских сте пях, призванных сыграть основную роль в решении Продовольственной программы тру жениками края. «Утоление* — произведение прежде всего краеведческое, поднимающее, однако, боль шие экологические, а значит, и- нравствен ные проблемы. К сожалению, об этом почти ничего не сказано в предисловии. Что ж, постараем ся восполнить этот пробел и... начнем с кон ца, как бы переверстаем книгу. И тогда чи тателю сразу станет известно, что в Алтай ском крае и в прилегающих к нему Омской и Новосибирской областях сосредоточено 15 процентов посевных площадей страны. Если до 30-х годов засухи повторялись здесь через десятилетие, то в последнее время — через три-четыре года. Как же бо роться с этой стихией? Заглянем в послед нюю главу книги. Она называется «Пере броска части вод...» «...Идея переброски стока сибирских рек на юг не нова. Еще лет сто назад инженер Яков Демченко обосновывал план создания гигантских плотин, которые повернут Обь и Иртыш к Тургайской ложбине. Как считал Демченко, это возродило бы древнее Ара ло-Каспийское море, смягчило климат всего юга и открыло бы водный путь из Сибири в Чёрное море. Были и другие проекты. Инженер Михаил Давыдов попытался свести их все в единую схему: у села Белогорья, чуть ниже устья Иртыша, перегородить Обь плотиной почти восьмидесятиметровой высоты. Образую щееся море (вчетверо больше Азовского) близко подступит к Тургаю и через самотеч ный канал будет отдавать свои воды куда надо. Фантастично, несбыточно? Отнюдь. Позднейшие и нынешние проекты в той или иной степени повторяли прежние, и они при знаются сейчас технически осуществимыми. Бот только затопление огромных площадей зе.мли и леса мы считаем сейчас недопусти мым. Ставится задача решить проблему без создания искусственного моря...» Нет, наверное, нужды перечислять другие проекты, касающиеся переброски части си бирских рек на юг страны. Об этом в пос ледние годы очень м.ного писалось в цент ральной и местной прессе, в различных журналах. Со своими возражениями высту пали хозяйственники, экономисты, ученые, писатели. Они обстоятельно доказывали, что подобные проекты грешат не только эколо гическими, экономическими, но и морально- нравственными просчетами. В самом деле, почему, решая проблему улучшения водного хозяйства Средней Азии за счет стока Оби и Иртыша (а некоторые проектанты добрались и до Енисея), мы должны забывать об удовлетворении соб ственных потребностей? От недостатка во ды — этой «живительной крови земли», во выражению академика Прянишникова,— юг Западной Сибири сам давно страдает. Создание лрочной кормовой базы для жи вотноводства, производство овощей вокруг промышленных центров региона, гарантиро ванное выращивание высоких урожаев зер новых возможно здесь Только на базе оро шения. Автор книги «Утоление» (и это естествеи- но) говорит о том, что общественность края, озабоченная выполнением Продовольствен ной программы на Алтае, также встретила подобные проекты критически. Это чревато огромным ущербом, заключает И. При липченко, для всей Западной Сибири — «ущербом, который не окупит те выгоды, ради которых замышляется переброска... Обь с Иртышем и без того обмелели...» Да если бы только они! От себя добавлю, что малые реки тоже не стали шире. Полто ра десятка лет не бывал я на Чарыше. И вот прошлым летом переезжал его у села Метели — не по понтонному мосту, как это было в прежние времена, а по новому, по ставленному, так сказать, фундаментально. И что же? С высоты этого сооружения больно было смотреть на извилистую поло ску воды, оставшуюся в некогда широком и глубоком русле быстрой реки, по которой ходили самоходные баржи и катера. Теперь же в отдельных местах Чарыша даже на моторной лодке проплыть мудрено. Смею заверить, это не пасторальные вздо хи горожанина, не «пейзажная» и не «эко логическая» лирика. Оставим на минуту в стороне эти столь удобные для критической литературы термины. Бедь нельзя же жить настоящим, не вспоминая о добром прош лом и, тем более, не тревожась за будущее. Сейчас на территории чуть более четверти миллиона километров 'проживает около трех миллионов населения Алтайского края. Какими будут здесь поля, леса и реки к на чалу будущего столетия? Что оставим мы после себя нашим детям и внукам? Именно об этом рассказывается в позна вательной книге Ивана Прилипченко. В ней есть и лирические отступления, как, напри мер, ЭТО: «Прохладная струя воздуха про- рябила по руслу, и оно заискрилось мириа дами серебряных зеркалец. В высокой при брежной траве застрял и шумно заворочал ся очередной накат ветра. И этим осенним ознобистым звукам вторили всплески роб ких волн у откосов... Птицы, пересекая ка нал, притормаживают, словно хотят увидеть
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2