Сибирские огни, 1985, № 8
ных летописей появляются первые упомина ния о племенах динлинов, обитавших на территории Хакасско-Минусинской котло вины и в лесостепной зоне между Обью и Байкалом. Вслед за ними на арену выступа ют жившие на землях Северо-Западной Монголии гяньгуни, они же — кыргызы, ко торым впоследствии было суждено сыграть выдающуюся роль в истории южносибирско го региона. Уже у динлинов начала форми роваться ранняя государственность, которая, так и не окрепнув, погибла под мощными ударами гуннов, потоком хлынувших из сте пей Центральной Азии. Но гуннское наше ствие не остановило поступательное разви тие сибирских народов, а лишь затормозило его. Спустя столетия, в эпоху раннего сред невековья, здесь возникает более устойчи вое и мощное государство древних хакасов. Его слава была настолько велика, что выда ющийся азербайджанский поэт Низами Гянджеви в своей поэме «Искандер-наме» описал «страну Хирхиз» как воплощение земного рая. Из всех многочисленных дер жав того времени государство хакасов ока залось наиболее жизнеспособным. Возник нув в VI в., оно просуществовало до 1293 года, вплоть до монгольского завоевания. Его территориальные границы в эпоху наи- больщего распространения — IX—X вв., которые академик В. В. Бартольд назвал эпохой кыргызского великодержавия,— ох ватывали Минусинскую котловину, Туву, Алтай, Северо-Западную Монголию и При байкалье. В течение краткого времени под его властью находилась и часть Восточного Туркестана. Не только у человека несведущего, но порой и у иного историка бытует ощибочное представление, будто народы Южной Сиби ри в средние века так и не смогли поднять ся выще кочевого скотоводства и феодаль ной раздробленности, а в области духовной не достигли сколько-нибудь значительных высот. Такого рода заблуждения вызваны в первую очередь тем печальным обстоя тельством, что кровопролитные войны нанес ли жестокий урон населению и культуре ре гиона. Победители, действовавшие по пра вилу «Горе побежденному!», уничтожали все, что только могли. Бесследно гибли це лые племена'и народы, а от поселков и цве тущих городов оставались пепелища, посте пенно погребаемые под толщей вековых от ложений. Правда, сохранились свидетель ства древних летописей, дошли до нашего ' времени курганы и иные археологические памятники. Но ни одна летопись не дает полной картины: письменные источники ча сто разноречивы, а содержащиеся в них све дения либо скудны, либо нуждаются в про верке. То же относится и к памятникам ар хеологии: можно годами копать курган для того лишь, чтобы выяснить, что он ограб лен еще в древности и ничего примечатель ного в себе не содержит. Заслуга Л. Р. Кыз- ласова в том и состоит, что, в течение мно гих лет ведя археологические раскопки на территории Тувы и Хакасии,' он собрал об ширный, уникальный материал, который в сочетании с внимательным анализом лето писных известий дал исследователю ВОЗ МОЖНОСТЬ В главных чертах воссоздать ма териальную и духовную культуру далеких предков хакасского и тувинского народов. Взятые в комплексе, факты позволили обос новать вывод о том, что в эпоху средневе ковья в Южной Сибири существовал осо бый саяно-алтайский очаг цивилизации, которому был присущ свой собственный, во многом неповторимый облик. Предки южносибирских народов занима лись не только скотоводством, но и регуляр ным земледелием. В этом нет ничего уди вительного, если учесть, что еще за не сколько веков до н. э. оно было известно гуннам. Вполне закономерно, что с течением столетий земледельческие навыки развились и упрочились, свидетельством чему служат следы оросительных систем, созданных в средние века предками современных хака сов и тувинцев. Изучение археологических фактов позволяет говорить о том, что по крайней мере какая-то часть южноснбир- ского населения вела оседлый образ жиз ни и выращивала злаки. Существование земледелия говорит о том, что экономика края не стояла на месте, а переживала про цесс постепенного усложнения и развития. Другой характерной особенностью мате риальной культуры края была высокая сте пень развития ремесла. Изученные археоло гами древние рудники, литейные и кузнеч ные мастерские свидетельствуют о высоком для своего времени уровне металлургии. Разнообразные приемы литья, ковки, тонкой художественной обработки металлов, фили гранная техника инкрустации хорощо были известны древним мастерам. Племена, на селявшие Туву, особенно славились добычей и искусной обработкой олова. Железа и из делий из него было так много, что ими тор говали, отправляя «на экспорт» в дальние страны. Богатый край поддерживал широкие тор говые связи: было и что продать, и на что купить. Все это способствовало возникнове нию долговременных поселений городского типа, расположенных на торговых путях и надежно защищенных от врагов крепкими оборонительными сооружениями. Один из таких средневековых городов, выполнявший роль столицы, раскопан археологами в дель те реки Уйбат. Его улицы были застроены деревянными зданиями, сооруженными с применением сырцового кирпича. Питьевая вода поступала по особому магистральному каналу. В центре города возвышался за мок с высокими стенами и башнями, выстро енный в оригинальной архитектурной мане ре. Его важнейшую часть составлял пред назначенный для торжественных приемов просторный зал с деревянными колоннами на каменных основаниях. Еще один город, являвшийся, по всей видимости, не админи стративным, а храмовым центром, сущест вовал во второй половине VIII в. в вер ховьях той же реки Уйбат. О строительном мастерстве предков тувинцев и хакасов сви детельствует уникальное оборонительное со оружение — пограничная стена, перегоражи вавшая Саянское ущелье. Значительным богатством и разнообра зием отличалась духовная культура южно сибирских племен. О ее высоком уровне развития говорит наличие у средневековых обитателей Южной Сибири собственной буквенной системы письменности, возможно, восходящей В своих истоках к алфавитам Передней Азии. Любопытен тот факт, что писали сибиряки не тушью и кисточкой, как это было принято на Востоке, а на запад
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2