Сибирские огни, 1985, № 8
сумели уловить биение пульса времени и страны» и вскоре стали известны всесоюз ному читателю. За свою короткую жизнь В. Назаров ус пел издать в Красноярске лишь четыре поэ тических сборника — «Сирень под солнцем» (1960), «Соната» (1964), «Формула радо сти.» (1968) и «Световод» (1973). По сло вам автора книги, в его поэтическом мире соседствуют современные научные представ ления и сказки, строгая логика анализиру- юшей мысли и лирическое воодушевление, попытка вслушаться в космическую мело дию и пристальное внимание к жизни мик ромиров... ибо, только вместе взятые, они дают возможность «свести мельчайшее с ог ромным»... Интересны наблюдения критика над языком и образностью стихотворений поэта, лучшие из которых отличаются «от точенностью формы». Своими поэтическими циклами о Красноярской ГЭС и алюминие вом заводе В. Назаров предвосхитил других поэтов. Творческий путь 3. Яхнина Г. М. Шлён- ская определяет как путь «к трудной прав де». «Пусть будет погибельным знанье, мы все-таки рвемся к нему»,— заявляет поэт в программном стихотворении «Мы будем с собою в разладе». И для него Сибирь стала «своей», он полюбил этот край. Север с его чудо-городом Норильском, свяшенные ле нинские места. Триптих «Окно зеленое не гаснет», написанный Яхниным,— заметная страница сибирской поэтической Ленини- аны»,— отмечает Г. М. Шлёнская. И про слеживает, как шло накопление жизненного опыта и мастерства, как расширялась тема тика, усложнялся психологический рисунок в стихах поэта. Около десятка поэтических книг, в том числе изданных в столице, принадлежат Р. Солнцеву, притом он талантливый драма тург и прозаик. Писатель считает, что каж дый в ответе за все, совершающееся в ми ре. Он с горячим интересом и добрым чув ством относится к людям, мгновенно отзывается на сложные явления действи тельности, стремится передать разнообраз ные состояния человеческой души в совре менном мире, понять, как современность вторгается в вечные проблемы бытия. По мнению критика, это подтверждается его лоследними лирическими сборниками: «Пти цы с яркими глазами» (1975), «Белая вет ка» (1976), «Скажи сегодня» (1979), «Ноч ной мост» (1983), «Да!» (1984). От вычур ности ранних стихотворений он идет к высо кой простоте. Философские мотивы его лири ки, борьба за торжество высоких нравствен ных начал, темы природы, любви, дружбы, детства — все внимательно и тонко анализи руются исследователем. «Угол зрения» — очерк о В. Белкине. Уро женец Омской области, учитель по образо ванию, В. Белкин за самоотверженный труд на стройке Красноярской ГЭС и г. Дивногорска был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Неудивитель но, что в его книгах большое место занима ет человек труда, строитель. Близость поэ та к такому человеку и собственный его трудовой опыт обусловили, как пишет Г. М. Шлёнская, самобытность поэтического ви дения и угол зрения в четких по мысли, ма жорных по тональности стихах. А лучшим стихам В. Белкина о природе, с которой че- ловѳк связан прежде всего трудом, присущи «изобразительность, динамичность, яркость и необычность метафорического строя». И, конечно, как и автор «Поэмы умерших де ревьев» 3. Яхнин, он обеспокоен ее буду щим. Поэт, отмечает критик, «идет в глубь в поэтическом исследовании... человеческой души» и «все больше задумывается о нрав ственном наполнении поэзии». В очерке «Ответственность дебюта» в це лом положительно оцениваются сборники лирических миниатюр молодого поэта Алек сея Козловского «Дни осени» и «Светлые леса». Вместе с тем, Г. М. Шлёнская спра ведливо критикует поэта за отрешенность «от вопросов и болей нынешнего дня» и со ветует «допустить» их в свою лирику. В книге Г. М. Шлёнской творчество поэ- тов-сибиряков представлено на фоне совре менного литературного процесса; ведь лите раторов Красноярья тревожат те же про блемы, которые волнуют всю советскую поэ зию. Устанавливаются творческие связи Г. Суворова с Н. Тихоновым, "К. .Лисовского с Игн. Рождественским, В. Назарова и Р. Солнцева с А. Вознесенским и т. д. Очер ки написаны очень живо, читаются легко, с интересом. Конечно, можно было бы отдельные из них несколько расширить, допустим, за счет анализа военной темы у К. Лисовского, ленинской — у Р. Солнцева, наконец, дать более полные биографические сведения о писателях. Читатель-сибиряк любит своих поэтов и хочет знать о них больше. А. Мальотина Л. Р. Кызласов. История Южной Сибири в средние века. М., «Высьиая школа», 1984. Хакасско-Минусинская котловина по пра ву считается своего рода эпицентром сибир ской археологии — во всяком случае, начи ная с эпохи бронзового века, здесь пред ставлены чрезвычайно обильные и разнооб разные памятники. Очевидно, не случайно именно здесь экспедицией Д. Г. Мессер- шмидта были начаты первые в Сибири рас копки, а два столетия спустя С. А. Тепло- ухов на основании минусинских материалов предложил первую научную периодизацию культур эпохи металла, не утратившую сво его значения до сих пор. Комплексному освещению важнейших страниц древней и средневековой истории Южной Сибири посвящена новая книга из вестного археолога профессора Л. Р. Кыз- ласова. Поистине благодатны земли Южной Си бири. И потому не случайно, что именно южносибирские племена еще в древности создали богатую и самобытную культуру, на основе которой затем поднялись до уров ня государственности. Закономерно и то, что огромные богатства края, равно как и его выгодное положение на перекрестке важных стратегических путей, издавна при влекали к себе завистливые взоры инозем ных захватчиков. Известная по письменным источникам древняя и средневековая исто рия Южной Сибири — это почти непрерыв ная цепь войн, борьбы ее народов за свою независимость и самостоятельность. В ІѴ-ІІІ вв. до н. э. на страницах восточ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2