Сибирские огни, 1985, № 8

сумели уловить биение пульса времени и страны» и вскоре стали известны всесоюз­ ному читателю. За свою короткую жизнь В. Назаров ус­ пел издать в Красноярске лишь четыре поэ­ тических сборника — «Сирень под солнцем» (1960), «Соната» (1964), «Формула радо­ сти.» (1968) и «Световод» (1973). По сло­ вам автора книги, в его поэтическом мире соседствуют современные научные представ­ ления и сказки, строгая логика анализиру- юшей мысли и лирическое воодушевление, попытка вслушаться в космическую мело­ дию и пристальное внимание к жизни мик­ ромиров... ибо, только вместе взятые, они дают возможность «свести мельчайшее с ог­ ромным»... Интересны наблюдения критика над языком и образностью стихотворений поэта, лучшие из которых отличаются «от­ точенностью формы». Своими поэтическими циклами о Красноярской ГЭС и алюминие­ вом заводе В. Назаров предвосхитил других поэтов. Творческий путь 3. Яхнина Г. М. Шлён- ская определяет как путь «к трудной прав­ де». «Пусть будет погибельным знанье, мы все-таки рвемся к нему»,— заявляет поэт в программном стихотворении «Мы будем с собою в разладе». И для него Сибирь стала «своей», он полюбил этот край. Север с его чудо-городом Норильском, свяшенные ле­ нинские места. Триптих «Окно зеленое не гаснет», написанный Яхниным,— заметная страница сибирской поэтической Ленини- аны»,— отмечает Г. М. Шлёнская. И про­ слеживает, как шло накопление жизненного опыта и мастерства, как расширялась тема­ тика, усложнялся психологический рисунок в стихах поэта. Около десятка поэтических книг, в том числе изданных в столице, принадлежат Р. Солнцеву, притом он талантливый драма­ тург и прозаик. Писатель считает, что каж­ дый в ответе за все, совершающееся в ми­ ре. Он с горячим интересом и добрым чув­ ством относится к людям, мгновенно отзывается на сложные явления действи­ тельности, стремится передать разнообраз­ ные состояния человеческой души в совре­ менном мире, понять, как современность вторгается в вечные проблемы бытия. По мнению критика, это подтверждается его лоследними лирическими сборниками: «Пти­ цы с яркими глазами» (1975), «Белая вет­ ка» (1976), «Скажи сегодня» (1979), «Ноч­ ной мост» (1983), «Да!» (1984). От вычур­ ности ранних стихотворений он идет к высо­ кой простоте. Философские мотивы его лири­ ки, борьба за торжество высоких нравствен­ ных начал, темы природы, любви, дружбы, детства — все внимательно и тонко анализи­ руются исследователем. «Угол зрения» — очерк о В. Белкине. Уро­ женец Омской области, учитель по образо­ ванию, В. Белкин за самоотверженный труд на стройке Красноярской ГЭС и г. Дивногорска был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Неудивитель­ но, что в его книгах большое место занима­ ет человек труда, строитель. Близость поэ­ та к такому человеку и собственный его трудовой опыт обусловили, как пишет Г. М. Шлёнская, самобытность поэтического ви­ дения и угол зрения в четких по мысли, ма­ жорных по тональности стихах. А лучшим стихам В. Белкина о природе, с которой че- ловѳк связан прежде всего трудом, присущи «изобразительность, динамичность, яркость и необычность метафорического строя». И, конечно, как и автор «Поэмы умерших де­ ревьев» 3. Яхнин, он обеспокоен ее буду­ щим. Поэт, отмечает критик, «идет в глубь в поэтическом исследовании... человеческой души» и «все больше задумывается о нрав­ ственном наполнении поэзии». В очерке «Ответственность дебюта» в це­ лом положительно оцениваются сборники лирических миниатюр молодого поэта Алек­ сея Козловского «Дни осени» и «Светлые леса». Вместе с тем, Г. М. Шлёнская спра­ ведливо критикует поэта за отрешенность «от вопросов и болей нынешнего дня» и со­ ветует «допустить» их в свою лирику. В книге Г. М. Шлёнской творчество поэ- тов-сибиряков представлено на фоне совре­ менного литературного процесса; ведь лите­ раторов Красноярья тревожат те же про­ блемы, которые волнуют всю советскую поэ­ зию. Устанавливаются творческие связи Г. Суворова с Н. Тихоновым, "К. .Лисовского с Игн. Рождественским, В. Назарова и Р. Солнцева с А. Вознесенским и т. д. Очер­ ки написаны очень живо, читаются легко, с интересом. Конечно, можно было бы отдельные из них несколько расширить, допустим, за счет анализа военной темы у К. Лисовского, ленинской — у Р. Солнцева, наконец, дать более полные биографические сведения о писателях. Читатель-сибиряк любит своих поэтов и хочет знать о них больше. А. Мальотина Л. Р. Кызласов. История Южной Сибири в средние века. М., «Высьиая школа», 1984. Хакасско-Минусинская котловина по пра­ ву считается своего рода эпицентром сибир­ ской археологии — во всяком случае, начи­ ная с эпохи бронзового века, здесь пред­ ставлены чрезвычайно обильные и разнооб­ разные памятники. Очевидно, не случайно именно здесь экспедицией Д. Г. Мессер- шмидта были начаты первые в Сибири рас­ копки, а два столетия спустя С. А. Тепло- ухов на основании минусинских материалов предложил первую научную периодизацию культур эпохи металла, не утратившую сво­ его значения до сих пор. Комплексному освещению важнейших страниц древней и средневековой истории Южной Сибири посвящена новая книга из­ вестного археолога профессора Л. Р. Кыз- ласова. Поистине благодатны земли Южной Си­ бири. И потому не случайно, что именно южносибирские племена еще в древности создали богатую и самобытную культуру, на основе которой затем поднялись до уров­ ня государственности. Закономерно и то, что огромные богатства края, равно как и его выгодное положение на перекрестке важных стратегических путей, издавна при­ влекали к себе завистливые взоры инозем­ ных захватчиков. Известная по письменным источникам древняя и средневековая исто­ рия Южной Сибири — это почти непрерыв­ ная цепь войн, борьбы ее народов за свою независимость и самостоятельность. В ІѴ-ІІІ вв. до н. э. на страницах восточ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2