Сибирские огни, 1985, № 8
н кнюкноѵг палкм м. Карбьтнев. Характеры. Новосибирск. Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1984. Словно опровергая утверждение одного современного поэта — «до тридцати поэтом быть почетно, но стыд кромешный после тридцати»,—томич Михаил Карбышев на чал писать стихи в сорокалетием возрасте. М. Карбышев — участник Великой Отече ственной войны. Но военная тема не стала ведущей в его творчестве. Лирический ге рой М. Карбышева — мирный человек «зем ного» труда: пахарь, кузнец, плотник. Поэт был свидетелем коллективизации, воевал, восстанавливал разрушенное послевоенное хозяйство. Отсюда — чувство историзма и глубоко выстраданная любовь к отчему краю. Родине. Автору — крестьянину по духу и мировоззрению — не нужно было «приобщаться к народной культуре», берясь за перо, искать «истоки», все это было раст ворено в его душе и сознании. Вот стихотворение «Отец жалел коня». Землепашец так берег лошадь (а от ее бла гополучия, можно сказать, зависела нор мальная жизнь всей семьи), что его жена вынуждена была ходить по «семикилометро вой дороге» пешком два раза в сутки, что бы отнести еду на поле. ...Мальчишечьи рубахи. К корыту встав, стирала ночью мать. Топила печь, пекла на завтра хлебы. Спала часок, не потушив огня. и снова, не сетуя на усталость, не раз мышляя о том, как облегчить свою судьбу (крестьянская работа не оставляла для это го времени), женщина Из темной ночи шла к началу дня. Ломило ей натруженные плечи. Но как же быть? Отец жалел коня... Нет, автор не оправдывает вынужденной жестокости отца. Это понятно по тому, с какой любовью выписан портрет матери. Ее жизнь показана как каждодневный, молча ливый и невидный миру подвиг — ради сво ей семьи, ради жизни. Такое постижение ду ховного мира человека — свидетельство творческой зрелости. Картину довоенного быта автор сумел оживить, вдохнуть в нее индивидуальное, личное, хотя мы и не ви дим «в кадре» самого автора, он не сосре доточивает излишнего внимания на катаклиз мах своего внутреннего мира. М. Карбышева с самых первых шагов в поэзии интересовало все, что лежало за пре делами его собственного «я» — люди, при рода, животные, и в то же время лириче ский герой его был неотделимой частицей окружающего мира. Это видно даже по на званиям стихотворений: «Россия», «Томск», «Дед Иван», «Жаворонок», «Деревенский колодец», «Бабы рубят капусту» и т. п. Когда М. Карбышев подключается к бе дам и радостям ближних, его художествен ное сознание становится восприимчивей. У автора появляется возможность создавать в своем творчестве самые разнообразные характеры. Поэтический взгляд способен проникать в различные социально-историче ские слои, в разнообразные стороны труда и быта «простого» человека. Отсюда — спо собность осваивать новые темы, расширять свои поэтические «владения», преодолевать те «труднопроходимые» участки на творче ском пути, на которых другие авторы за держивались по многу лет. Моя деревня в сто домов У кедрача стоит Моя деревня в сто дымов Уж двести лет дымит. Клянет' весною комаров. Под осень мошкару. Моя деревня в сто дворов Стоят в глухом бору Река течет из бора в бор. Разыскивая путь. В ней моет рыжий косогор Свою большую грудь. («Моя деревня») Кажется, слова сами ложатся в строку, настолько ладно подогнаны друг к другу поэтические образы. И вместе с тем пони маешь, что это — результат упорного, кро потливого труда, в процессе которого зак репляется эстетический вкус. Развить же его М. Карбышеву помогла кровная связь с народным мироощущением. «Моя деревня в сто домов уж двести лет дымит»,—так мог сказать человек, крепко привязанный к своей земле, а потому тонко чувствующий характер, «нрав» родного слова. Автор су мел отобрать те понятия, которые имеют наи большую концентрацию и духа народного, и самого уклада деревеінской жизни: «сто дымов», «сто печей», «дух мясной». Пери одические повторы числа «сто» как бы за медляют течение лирического чувства, соз дают ощущение глубины, плавности, разме ренности. Органично вплелись в структуру произведения традиционные в русской поэ зии образы: русской печи, где «бродит дух мясной и зреют калачіі», дыма над родным домом («завязан в тридцать три узла»); ко согора, моющего «свою большую грудь». Умение подключиться к стихии народной культуры ощущается во всем творчестве М, Карбышева. Отсюда — мудрая простота, прозрачная ясность поэтических образов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2