Сибирские огни, 1985, № 8
хийного искусства природы, в археологиче ские катаклизмы... Летом 1965 года Леонид, Нина Анатоль евна и я проводили месяц в Паланге. Нина Анатольевна взяла с собой двух племян- ниц-девочек, дочерей ее брата, жившего в Свердловске, и часто бывала занята с ними, а Леонид и я помногу бродили в окрестно стях Паланги, по берегу моря, проводя вре мя в беседах. Погода не баловала нас, не редко шли дожди, было прохладно. Мы ча сто гуляли по бесконечному пляжу Палан ги, шли обычно быстро, обгоняя неспешно гуляющую публику, которая с некоторым удивлением поглядывала на на'с (куда это они торопятся?), не похожих на отдыхаю щих... Да мы и не были ими — Леонид имен но во время этих стремительных прогулок рассказывал мне о себе, о своих скитаниях. Его рассказы были своеобразными чернови ками, устными набросками будущих новелл, которые впоследствии составили книгу «Воз. душные фрегаты». Он говорил о своем дет стве, о юности, 'О поездках, о бабушке Баде, об отце и матери, о встречах с разными людьми... С этими прогулками связано у меня ощу щение необыкновенной слитности Леонида с природой. Особенно ярко это я почувство вал в один из ветреных холодных дней, когда мы шли по безлюдному берегу моря. . Недавно прошел дождь, мы были одеты в черные пластиковые плащи. Которые в то время носили многие, так как они были де шевы и практичны. Мы шли, как всегда, бы стро по плотному, упругому песку берега, навстречу ветру... И тут я неожиданно уви дел Леонида как бы со стороны — неза- стегнутый плащ развевался позади него, словно крылья, голова, как всегда, была от кинута немного назад... Он словно летел... И эта летящая походка, мечущиеся от силь ного ветра вершины сосен, море, по которо му безостановочно катились белоголовые валы, набегая на плоский берег и угасая с шипением, словно какие-то чудовища в бес сильной злобе,— все это слилось у меня в единое действие природы, и Леонид вписы вался в него как неспокойная, летящая в пространстве, неотделимая от окружающе го мира частица... Впоследствии, видя на шкафу в кабинете Леонида причудливую бороду древесного корня, напоминающую женщину, стремительно летящую по возду ху,— я нашел этот корень в лесу близ Па ланги и подярил его Мартыновым,— в памя ти всегда 'вставал этот неспокойный вет реный день, бурное море и Леонид, не иду щий, а летящий, с развевающимися за спи ной крыльями, сопровождаемый злобно ши пящими накатами волн... Леонид был талантлив во многом. Смо лоду он хорошо рисовал и одно время даже хотел стать художником. В начале 20-х годов в Омске работала довольно большая группа художников. Живописец и график Виктор Уфимцев организовал группу «Чер вонная тройка», с которой сблизился и Лео нид... В начале 60-х годов я побывал в Таш кенте и встретился там с Виктором Уфим- цевым. Он многие годы жил в Средней Азии. Мы вспоминали молодость, Омск. Уфимцев был старше меня на 13 лет, и я мальчишкой еще знал его и его сестру Лию, тоже художницу, с которой он путешество вал по Средней Азии, помнил его картины, полные жаркого солнца, выставленные в Омском музее, и ослепительные, словно осколки южного неба, изразцы самарканд ских и бухарских мечетей. Уфимцев недавно побывал в Индии, показывал мне картины и наброски, привезенные оттуда, расспра шивал о Леониде, дружбой с которым он очень дорожил. Он говорил мне, что у Лео нида были все данные стать хорошим ху дожником. — Может быть, лучшим, чем я,—добавил он задумчиво,— Ленька прекрасно чувство вал линию и цвет... И отлично передавал движение... В новелле «Зъркалщик», да и в некото рых других, вошедших в сборник «Воздуш ные фрегаты», Мартынов рассказал о сво ей дружбе с Уфимцевым и о встрече с ним в Москве после войны... Больше они не ви делись... Рисовать Леонид не бросал до последних лет жизни. Он делал наброски на клочках бумаги, на картонках, но никогда — на по лях своих рукописей. Этим он как бы отде лял свое поэтическое творчество от увлече ния рисованием... К Новому году он всегда набрасывал на небольших листках бумаги разные рисунки. Листки потом свертывались, перевязывались ниточкой и ставились в ста канчик. Придя 1 января к Мартыновым — наша традиция проводить первый день года вместе возникла еще в Омске и не наруша. лась в Москве,— мы неизменно вынимали из стаканчика один из таких рисунков (они назывались «счастье») и, развернув, опре деляли, чем нас порадует Новый год. Ри сунки были всегда веселыми и добрыми. У меня сохранились многие из них... У Леонида были талантливые руки, он любил создавать из оберток конфет, из листков станиоля от чайной упаковки, из другой бросовой хозяйственной бумаги раз личные фигурки — диковинных птиц, ска зочных животных, подобия древних ладей и т. п. Многие из этих поделок и сейчас хранятся в. его доме... В последние годы он увлекся созданием коллажей. Он выписывал всегда много га зет и журналов, отечественных и зарубеж ных. Прочитанные, они обычно копились в стопках — выбрасывать многие из них ему было жалко, он нередко возвращался к ним... И вот, в последние годы жизни, он использовал их для создания коллажей — рисунки, обложки, каррикатуры, фотогра фии, шрифты,— все шло в дело. Каждый из его коллажей был своеобразным осмысле нием событий, и они несомненно будут пред ставлять интерес для исследователей. Одной из наиболее характерных челове ческих черт Леонида Мартынова было его внимание к людям. Это не означало, что он привечал каждого встречного. Нет, в своих знакомствах и встречах ш был очень разборчив, немногих допускал к себе. Если же он встречался с плохим человеком (а чутье на плохих людей у него было порази тельным), то находил всяческие возможно сти не сближаться с ним. Леонид Мартынов не переносил фальши, пошлости, грубости, нечуткого отношения к людям. Особенно он был внимателен к так называемым «маленьким людям»,— кстати, он всегда возмущался таким определени ем,— к почтальонам, библиотекарям, маши нисткам и т. п. Он никогда не позволял се
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2