Сибирские огни, 1985, № 8
Проблема, как видим, обозначена пре дельно четко и емко, вещи названы своими именами, только никаких открытий Е. Кар пов здесь не делает. К примеру, И. Винни ченко в своей книжке «Это и есть жизнь», выщедшей в 1971 году в популярной серии «Письма из деревни» (изд-во «Советская Россия») писал; «Колхоз начинает строить животновод ческие помещения, до зарезу нужные ему для выполнения производственных планов утвержденных официальными планирующи ми органами. Но у планирующих органов как выясняется, не запланировано обеспе чение колхоза соответствующим количест вом строительных материалов. Как же быть? Председатель начинает развивать «самодеятельность», прибегая порой, в инте ресах дела, к не совсем законным сдел кам...» В романе Г. Боровикова «Земля жаж дет» есть такой диалог: « — Ну, так сколько сдадите зерна сверх плана? — Снегирев смотрел на Венкова глаза в глаза. — Нисколько не можем. Вы же понима ете... если сдадим сверх плана, вынуждены будем приостановить рост поголовья обще ственного стада, и колхозники забьют ско тину, оставят только по корове. Конечно, мясокомбинаты выпустят побольше продук ции, на рынках в городах побольше запах нет мясом. Но это обманчивая картина. На до глядеть вперед, а это значит; нынче уве личить поголовье скота, чтобы в будущем было больше мяса. — Так, так! — Снегирев постукивал ру кой по колену, потом медленно произнес: — Все, что вы сказали, я знаю. И все- таки сдайте пшеницы сверх плана. — Мы побольше проса сдадим. Ценная крупяная культура. Каша. — Про кашу я тоже знаю. Но вы пшени цы сдайте. В некоторых колхозах района совсем плохой урожай, и план сдачи зерна они не выполнят, а вы можете. — Что же мы за плохие колхозы должны отдуваться, чтобы районный план вытя нуть?!» Следуя своему главному художественно му принципу — все сглаживать и спрям лять, Г. Боровиков и этот конфликт никак не разворачивает, не углубляет. И, пожа луй, в данном случае поступает правильно, ибо подобного рода ситуации, вследствие их многократного использования в очерки стике 60—70-х годов, давно уже стали «об щим местом». Тут могут возразить: но ведь очерк на то и есть очерк, что он по своему жанрово му назначению обязан первым нащупывать, обнаруживать всевозможные «болевые точ ки», быть, как говорится, разведчиком от литературы. Всё правильно. Но в таком слу чае, когда писатель идет вслед за очерки- стом-разведчиком, он обязан — воспользуем ся опять же военной терминологией — проч но утвердиться на разведанном участке, создать там настоящий плацдарм. И таким «плацдармом» может быть лишь истинно художественное полотно, где все проблемы и конфликты не столько названы и обозна чены, сколько воплощены в живых челове ческих характерах, органически соединены с их судьбами, со всей сложной, многооб разной жизнью современного села. И здесь нужно смотреть правде в глаза; таких по лотен в «новой» деревенской прозе пока не создано. Интересная, полная горечи и боли за судьбу деревни повесть Н. Никонова — это всего лишь талантливые эскизы, набро ски к будущему полотну; да, собственно, по всем данным, «Старикову гору» надлежит скорее отнести к очерку-разведчику (под черкнув особо, что разведка проведена глу бокая и основательная). Отдельные удачные главы у Е. Карпова, отдельные колоритно выписанные фигуры у А. Суичмезова не позволяют, однако, отнести обе их повести к числу крупныіс достижений, ибо ни в «Бу рунах», ни в «Майских дождях» нет, как уже отмечено, исчерпывающе полного худо жественного исследования даже тех кон фликтов и проблем, которые были постав лены еще в 60—70-е годы. А между тем сами «разведчики» уже да леко ушли вперед. Даже беглое, выбороч ное знакомство с современной деревенской очеркистикой дает возмонсность убедиться, сколько новых — притом острейших, пара доксальнейших! — проблем поставляет ныне наша сельская действительность. И будет очень и очень печально, если эти проблемы не получат дальнейшей разработки —не посредственно в художественной прозе. Ведь нива-то по-прежнему необъятная, и дело теперь только за пахарями.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2