Сибирские огни, 1985, № 8
«традиционных» просчетов; страницы любви в его повести исполнены и тонкого лиризма, и истинного драматизма. Прежде всего са ма «подруга сердца» Павла Смолина от нюдь не выглядит той сентиментальной «голубой» героиней, чья роль (как это мы видели во многих производственных рома нах) сводится лишь к тому, чтобы быть добрым ангелом главного героя, вдохнови тельницей всех его благих порывов и начи наний. Галя Вишнева, какой она предстает на страницах «Майских дождей»,— человек трудной судьбы; она с детства хлебнула всякого-разного, и эти тяготы наложили свой отпечаток на ее натуру, придали ее характеру некий, если можно так выразить ся, нравственный экстремизм, который осо бенно дает о себе знать в ее сложных отно шениях с другой вполне порядочной женщи ной — агрономом Петровой. Этот же экстре мизм вносит целый ряд ненужных осложне ний и во взаимоотношения ее с Павлом Смолиным. И хоть все здесь кончается бла гополучно, но счастливый конец выглядит не надуманным, воспринимается как нелег кая и не скорая победа героини над собою самой, над своими «комплексами». Как видим, повесть «Майские дожди» — произведение добротное, крепко написанное; в нем есть и острые конфликты, и серьезные проблемы, и интересные человеческие судь бы. А если еще принять во внимание, что А. Суичмезов с любовью и со вкусом пишет природу — те самые всем нам памятные дон ские степи, шолоховские места, как их при нято называть (но пишет, отнюдь не подра жая, не копируя своего великого земляка), то чего же, кажется, более желать... И все же по прочтении повести А. Суич- мезова остается чувство неудовлетворенно сти. Особенно после того, как начинаешь судить это произведение по большому сче ту, задаваясь неизбежным в подобных слу чаях вопросом; а что, собственно, нового дал автор, что привнес он в исследование проблем села? Ведь, как тут ни крути, а все проблемы и конфликты, затронутые в пове сти,— это уже история, прошлое. А обраще ние к прошлому, повторю еще раз, возрож дение старых, «исторических», конфликтов оправданно лишь в том случае, когда из этих конфликтов извлекаются в полном смысле слова исторические уроки, когда ав тору путем художественного исследования удается доказать, что и поныне есть, жи- вут-здравствуют и даже процветают деяте ли, провоцирующие подобные конфликты. В повести А. Суичмезова есть лишь одно тому подтверждение — Курбатов и его при спешники. Все же остальные конфликты и порожденные ими проблеіііы существуют лишь в «назывном» виде, как, впрочем, и у Е. Карпова, и у Г. Боровикова. Полагаю, здесь невольно напрашивается целое отступление, требующее соотнесения современной «сельскохозяйственной» прозы с тем, что было написано о деревне в 60— 70-е годы. Только сопоставлять на сей раз нынешнюю прозу о деревне я буду не с произведениями Астафьева, Белова, Носова, Распутина, а с очеркистикой, с той остро проблемной, блистательной очеркистикой 60—70-х годов, которая представлена име нами Г. Радова, Л. Иванова, Е. Дороша, Ю. Черниченко и др. Как-то однажды наш сибирский очеркист В. Зеленский высказал такую мысль: «Сей час появилась целая волна прозы, которая работает на «отвал» деревенской очерки стики 60—70-х годов. Читаешь и диву да ешься; неужели этим авторам не знакомы очерки, скажем, Радова и Л. Иванова? Ведь по сути все проблемы, которые вбиты в сюжеты их произведений в качестве «гвоз дей», давно и подняты и разрешены наши ми ведущими мастерами очерка». Как это ни печально, но почти все рас смотренные выше произведения самым на глядным образом подтверждают это наб людение. Возьмем, к примеру, ту же проблему оч ковтирательства, выполнения «высоких обя зательств» любой ценой. «...Чем глубже Смолин вникал в положение дел в живот новодстве,— читаем мы у А. Суичмезова,— тем все больше убеждался в правоте и То- польскова, и Галины, и всех людей, с кем приходилось разговаривать; вчерашние фей ерверки обернулись началом пожара. Доро го теперь обходится незаконная выбраковка коров и сдача сверх обязательств малове сок, большого количества молодняка. Кол хоз может оказаться перед фактом, когда нечем будет выполнить не только обязатель ства, но и план продажи мяса и молока». Для сравнения беру специально книгу очерков «В степях березовых» самого «ав тора» вышеизложенной претензии — В. Зе ленского и уже на 35-й странице нахожу такие вот строки: «...на удивление все.му краю, за один год Баштанка вырвалась на первое место именно по заготовке мяса. В чем секрет? Старались многие, а победите лем вышел именно Уремин. Да, это была только его победа. Михаил Алексеевич добился тогда, чтобы ближай шему мясокомбинату разрешили принимать от баштанцев 120-килограммовых бычков. Это телячий вес, зато район мог сдать больше голов и тем побил соперников, кото рые, согласно тогдашней установке, отправ ляли на забой молодняк весом не менее полутора центнеров, хотя и это, конечно, не быки... Как повелось, на следующий го.д район берет повышенные обязательства. Но каким образом их выполнять, когда поголовье ско та не растет, а резко сокращается? Раньше всех это поняли председатели колхозов, районный партактив. «Туда ли идем?» — спрашивали, друг друга...» Комментарии, как говорится, излишни. Ос тается лишь дать маленькую справку: кни га «В степях березовых» вышла в 1977 го ду, а очерк «Два первых», откуда взята цитата, опубликован в периодике еще в кон це 60-х годов. Е. Карпов в своих «Бурунах», кроме мно гочисленных проблем сельскохозяйственного производства, касается и такого насущного вопроса, как строительство на селе. При этом автор не скрывает, что председатели колхозов вынуждены прибегать к так на зываемому «хозспособу», т. е. по сутн дей ствовать в обход закона, проявляя пресло вутую «смекалку»: «Доску выпроси, гвоз дик выклянчи, «левый» экскаватор добудь, наряд на кирпич «пробей» — и все кланяй ся пониже колхозным рублем, да чтобы рубль тот был подлиннее, иначе беспаспорт ный бродяга и тот к тебе не пойдет, не говоря уже о мастерах».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2