Сибирские огни, 1985, № 8
правило, свои «вылазки» начинает с посе щения центральных усадеб и контор, они придумали целую систему оповещения, о которой с юмором рассказывает старая ка зачка Пелагея Арсентьевна. « — Смехота, Павел Алексеевич! — гово рит ежа Смолину. —...Как только начальство появлялось, зараз же упреждались все бригады, фермы, чтобы, стало быть, врас плох не попали. Из Дома культуры по ра дио начинают заводить и передавать музы ку. Не знаю, как называется, жалостливая такая и слова такие там, дескать, «горим, горим, горим!» Уже в этом эпизоде обозначается двой ственность нату!ры Курбатова. Знающий специалист, опытный руководитель, заво евавший себе отнюдь не дутый авторитет, Курбатов вместе с тем является закончен ным самодуром. Именно таким он и пред стает перед нами воочию, когда в качестве первого, замначальника областного сельхоз- управления приезжает в бывший «свой» район и пытается, грубо попирая элементар ную партийную этику, скомпрометировать Павла Смолина, добиться устранения его от руководства районом. Как уже сказано, столкновение, поединок Курбатова и Смо лина составляют главный сюжетный стер жень повести. Естественно, что в ходе этой борьбы автор держит сторону последнего, вскрывая всю порочность, зловредность кур- батовских «методов». Причем — что особо следует подчеркнуть — при разоблачении, развенчаний Курбатова автор избегает пря молинейности, не спешит наносить этому ге рою «нокаутирующий удар», как это неред ко делается в повестях и романах, где в основе конфликт «новатора» с «консервато ром». А. Суичмезов, живописуя Курбатова, давая нам возможность увидеть этого героя в самых различных положениях и ракурсах, показывает, что курбатовщипа, как всякая самодурная сила, не только страшна, но и смешна, рождает не только драматические ситуации, но и ситуации комические (вроде помянутой выше системы «оповещения»). Комизм как средство разоблачения осо бенно полно проявляется в живописании «сподвижников» Курбатова. Самодурство неизменно порождает холуйство и угодниче ство— так было в старые времена, такое, увы, встречается и в наши дни. И А. Су ичмезов создает целую галерею мелких карьеристов, деляг и проходимцев, ловко играющих на слабых струнках своего «пат рона», сумевших благодаря своему профес сиональному подхалимству получить теп лые, доходные местечки, стать даже номен клатурными единицами (хотя всем окру жающим ясно, что каждая из этих «еди ниц»— круглый нуль). Среди этой «галереи» особо выделяются двое — заме ститель председателя колхоза «Зеленая дубрава» Юрчихин и директор опытной станции Буров. И тот и другой по сути «шуты гороховые», оказавшиеся тем не менее на «троне». И поскольку трон, пост, какой бы он ни был, это все-таки возвыше ние, пьедестал,— естественно, и глупость с такого пьедестала в'идна более чем отчет ливо, сразу бросается всем в глаза. Равно как сразу становится достоянием гласно сти и любое злоупотребление, любая адми нистративная наглость, проявляемая таким «князьком». Вот, к примеру, с чего начал свою деятельность Юрчихин, когда вступил в должность зампредседателя колхоза по животноводству. «...— Собрал ой наших ча банов,— рассказывает все та же всеведу щая Пелагея Арсентьевна,— свинарей, трак тористов, которые живностью премирован ные.^. Шапку обземь: желаете, говорит, со мной в любви и согласии поработать и об щему делу пособить — скидывайтесь, гово рит, я никого не неволю, на ваше, говорит, сознание надеюсь. А это значит; несите кто валушка, кто подсвинка, кто какой живно стью располагает. Скучкуемся, говорит, про дадим ту живность — машину одну на всех купим, хозяйство, говорит, агромадное, и мне легче будет, и из вас кто своей машины не имеет — попользуется... Не все пошли на это дело, но все же скинулись, и купил Юрчихин через знакомца в городе «Волгу» зеленую-презеленую, ну чисто жаба водя ная. И, окромя Юрчихина, никто до нее не касается». Не отстает от Юрчихина по части «ком- бинаторства» и Буров, сумевший жульниче ским путем присвоить труды талантливого селекционера Вишнева и ставший благодаря этому научным «светилом» районного мас штаба... Причем разоблачить, вывести на чи стую воду этих «деятелей» нелегко, ибо, во- первых, в их руках, какая ни на есть, но власть, а во-вторых, обоих активно поддер живает их покровитель Курбатов. Павлу Смолину, таким образом, прихо дится бороться не только с самим Курба товым, но и с его ставленниками и при спешниками, которые, точно сорняки, пусти ли корни по всему району. К чести автора, эта борьба показана во всей сложности' во всяком случае искоренение курбатовщи- ны выглядит отнюдь не как триумфальное шествие молодого, энергичного секретаря райкома, действующего по принципу; при шел, увидел, победил. Главная трудность этой «войны» состояла в том, что в ней бы ло много мелочно-склочного, а порой и про сто бесчестного; враги Павла Смолина дей ствовали не в открытую, а исподтишка, ста раясь все время нанести удар в спину, а потому особо не церемонились в выборе средств, пуская в ход и анонимки, и клеве ту, и сплетни. Впрочем, воспроизведение всех перипетий этой борьбы и придало по вести «Майские дожди» необходимую сю жетную напряженность, заставило нас, чита телей, с волнением следить за каждым ша гом главного героя, беспокоиться не только за его служебное благополучие, но и за его личное счастье. Ибо в какой-то момент под угрозой оказалась не только карьера Павла Смолина, но и его любовь. Недругам уда- лось-таки найти едва ли не самое уязвимое место у своего противника, удалось опоро чить в глазах любимой им девушки, моло дого зоотехника Гали Вишневой, которую Смолин знал еще со студенческих лет... Во обще, надо сказать, подобного рода истории в «деловых» романах и повестях выглядят, как правило, этаким лирическим довеском, вводятся исключительно для «утепления» героев и — соответственно — для маломаль ского разжижения сугубо производственно го конфликта (за примером далеко ходить нет надобности: и «Буруны» Е. Карпова, и «Земля жаждет» Г. Боровикова — самое наглядное тому подтверждение). А. Суичме зов, как мне кажется, сумел избежать этих
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2