Сибирские огни, 1985, № 8
ьцественную оговорку: действие повести «Буруны» охватывает период с начала 60-х годов до начала 70-х. То'есть многие кон фликты и проблемы, которые запечатлены Е. Карповым, стали уже в полном смысле слова достоянием истории. К числу таковых относится, например, история с кукурузой, когда Виктор Николаевич на свой страх и риск отказался, вопреки указаниям свыше, сеять «королеву полей», получил за это строгое партийное взыскание, но зато спас скот, ибо в Бурунах кукуруза росла плохо, давала низкие урожаи. Казалось бы, к чему и зачем снова обращаться к этой ситуации, многократно описанной и в очеркистике, и в художественной прозе? Тем более что по добная практика давно признана ошибоч ной, осуждена на всех уровнях. Что ж, кон фуз с «королевой полей», действительно, стал уже достоянием нашей сельскохозяй ственной летописи. Но значит ли это, что навсегда ушли в прошлое, изжиты сами ме тоды руководства, приводящие к подобного рода «конфузиям» и оплошностям? Думается, ответом иа этот вопрос может послужить сцена в райкоме, где разбирается персональное дело Александрова. Члены бюро, среди которых немало толковых, опытных специалистов и руководителей хо зяйств, прекрасно понимают, что Александ ров, сея вместо кукурузы люцерну, действо вал разумно и правильно, что в создав шейся ситуации это был единственный вы ход спасти скот. Однако привычка беспре кословно исполнять все спускаемые сверху установки, трепетать перед каждой «указив- кой» решительно берет верх в каждом из этих неглупых, да и отнюдь не робких му жиков. Каждый, пишет автор, думал об Александрове «по-своему». Один, скажем, думал примерно так: «Ишь ты, какой умник нашелся. Бее му чаются с этой трижды клятой кукурузой, с этой «королевой полей»,— ее нужно посе ять, прополоть, полить и убрать, да всё ручками, ручками. А он посеял люцерну и знай себе косит все лето. Травка свежень кая, высококалорийная, сенцо отменное. Ум ник нашелся!» Другой взял на заметку: «Сена у него много, надо будет выпросить малость. Хоть для маток. Даст, он парень компанейский и добрый. А что сейчас всыплем ему — стерпит, за одного битого двух неби тых дают». «И чего ему неймется,— размышлял тре тий,—ему морока, нам морока. А ну-ка еще до Ставрополя дойдет? Э-э! Пойдут комис сии, накачки, проверки! И все из-за одного мудреца». И, не разобравшись толком в причинах, побудивших Александрова нарушить указа ния «сверху», полнЛтью доверившись по верхностному акту «комиссии, которая неде лю работала в «Маяке», члены бюро едино гласно голосуют за исключение Биктора Ни колаевича из партии. После чего с Александровым тут же, в кабинете первого секретаря, происходит тяжелый сердечный приступ... Эта сцена по-настоящему хватает за жи вое, во-первых, потому, что она выписана ярко, исполнена горькой правды и глубоко го драматизма; а во-вторых, в пей сфоку сировано то,, что и по сю пору имеет место в нашем сельскохозяйственном производ стве. Да и не только в нем. Ведь и сегодня, сейчас в различных сферах нашего народ ного хозяйства продолжают разыгрываться подобные драмы, в основе которых столк новение разумной, творческой инициативы с бездушной, устаревшей инструкцией. И совершенно правильно поступил Е. Карпов, возродив в первозданном виде один из «ста рых» конфликтов, показав, что, утратив кое-какие из внешних своих примет, этот конфликт не утратил, к великому сожале нию, своей сути, не исчерпал, не изжил себя до конца. Вообще, вся повесть «Буруны» от начала до конца наполнена острыми коллизиями, ее, если можно так выразиться, конфликт ная емкость достаточно высока. Не случай- но_^ именно у Е. Карпова можно найти прямые, честные ответы на те вопросы, которые столь же прямо, нелицеприятно ставит Н. Никонов в своей «Стариковой горе». Как мы помним, Н. Ни конов особенно тревожится и возмуща ется по поводу того, что равнодушие, цинизм в отношении к земле, вообще к природе, стали едва ли не главной приметой нравственного облика иных современных жителей села. Откуда это взялось? Поче му? — вопрошает уральский прозаик. Да все потому же, как бы отвечает Н. Никонову •его ставропольский собрат по перу, потому что земля оскверняется Прежде всего неум ными, головотяпскими инструкциями; он прямо так и пишет: «Эти приказы и пред писания насилуют землю...» И не только землю. Иные из этих «предписаний» явля ются насилием, надругательством над са мим крестьянским трудом, ибо обращают труд землепашца, хлебороба, животновода по сути в «мартышкин труд». К примеру, однажды, когда в районе был низ кий урожай, местное начальство обязало колхозы вывезти весь хлеб, вплоть до семенного зерна, на элеваторы. Причем все было обставлено так, будто сами колхозники выступили с этой «инициативой». «...Никто у вас не выг ребал,— говорит первый секретарь райкома Биктору Николаевичу, возмущающемуся этой очковтирательской кампанией,—вы са ми брали обязательства, сами везли зерно на элеватор под красным флагом. — Увозили под красным, а под каким об ратно привозить будем?.. Зачем брали зер но, везли на элеватор, а теперь надо везти обратно. У нас что, автомобилям делать не чего, как только заниматься пустыми пе ревозками? А если уж забрали зерно, то заберите и овец». Думаю, этот диалог не нуждается в осо бых комментариях. Задамся лишь од ним вопросом: не от этих ли головотяпских предписаний и указаний всё началось? Бедь подобного рода «кампании», скорее смахи вающие на остапбендеровские комбинации, происходили-то на глазах у крестьян, в виду всех сельских тружеников да еще и при не посредственном их участии. Да еще, к тому же, в течение многих лет... Так стоит ли удивляться, что этот казенно-бумажный цинизм, насаждавшийся, повторяю, в тече ние долгих лет, осел и в душах рядовых де ревенских тружеников, а иных вообще про ел насквозь, вытравив, вытеснив из них все истинно крестьянское, мукицкое в лучшем смысле слова?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2