Сибирские огни, 1985, № 8

проявлять предельную сдержанность, не распускаться, держаться в рамках. Но в романе Г. Боровикова есть еше целый ряд «треугольников» и «дуэтов», где в роли влюбленных выступают представители,' так сказать, молодого поколения. И давайте посмотрим, как любят они. «Не раз предлагал Владимир пожениться. Ника говорила, что брак —дело серьезное и надо подумать, не торопиться. А когда, распалившись в страстных поцелуях, Влади­ мир терял самообладание, она, вдруг отрез­ вев, остужала его: — Нет, неті Не надо делать глупостей». Глупостей и в самом деле никаких не про­ исходит: . Владимир и Ника вскоре идут в сельсовет и сочетаются там законным бра­ ком, подтвердив таким образом один из «мудрых» афоризмов чеховского героя. Помните, его Ипполита Ипполитича, лю­ бившего в числе прочих истин типа «лошади жуют овес», «Волга впадает в Каспийское море» твердить и о том. что «женитьба — шаг серьезный»? В одной из «любовных» глав романа есть такая фраза, вложенная в уста жениха Ники: «А может быть, в любви есть тонко­ сти, что и психологи не смогут объяснить законы ее со всеми взрывами, изгибами и превратностями?..» Что верно, то верно: любовь действитель­ но не поддается никаким сугубо научным толкованиям и анализам. Но именно вслед­ ствие этого она была, есть и будет вечной темой и вечной тайной для художников слова. И изображать ее действительно нуж­ но только так: «со всеми взрывами, изги­ бами и превратностями». И жаль, что эти правильные слова Остались в романе Г. Бо­ ровикова не более чем тезисом, не получив­ шим ни развития, ни достойного художе­ ственного воплощения. И вдвойне жаль, что на положении тезисов, предварительных заявок оказались и все те проблемы жизни современного села, ради которых, надо по­ лагать, замышлялся и писался роман под столь многообещающим названием — «Зем­ ля жаждет»... III Такая же тезисность вкупе с га,зетно- публицистической прямолинейностью свой­ ственна в немалой степени и повести Евге­ ния Карпова «Буруны» («Наш современ­ ник», 1 3 8 З. № 4). Впроче.ч, по порядку... Главный герой повести Виктор Николаевич Александров еще один подвижник от сель­ ского хозяйства. Как и Венков, он тоже оставил и теплое местечко и научную рабо­ ту ради хлопотной должности председате­ ля колхоза, ради того, чтобы на практике, самолично опробовать и претворить свои идеи и дерзания. Вообще в судьбах героев Г. Боровикова и Е. Карпова много схожего, вплоть до почти полного совпадения их семейных неурядиц. Дена Александрова, как и Тамара Николаевна Венкова, тоже не по­ желала жить в глуши, и, на этой почве про­ изошел в итоге полный разрыв межДу суп­ ругами. Но это, как говорится, побочная линия в повести, выписанная (заметим к слову), как и у Г. Боровикова, тоже доволь­ но неуклюже, с изрядными психологически- 6 Сибирские огни № 8 ми провалами и «отклонениями». Главная же сюжетная интрига в «Бурунах» связана с обстоятельным рассказом о том, как ум­ ный, энергичный председатель, выводит от­ стающее хозяйство в передовые, преобразуя не только само сельскохозяйственное произ­ водство, но — в значительной степени — и весь уклад жизни своих односельчан. Вот каким выглядел этот «уклад» к моменту приезда Виктора Николаевича в Соленое — глухое степное село, расположенное в од­ ном из отдаленных районов Ставрополья: люди жили «в хатах с земляными полами... как в свинарниках», пили тоже «по-свин­ ски», на работу, если и выходили, то с похмелья; не было здесь ни бани, ни столо­ вой, ни больницы; школа и «клубишко» ютились в мазанках, которые не сегодня- завтра грозили развалиться. Но это были далеко не самые главные трудности, с ко­ торыми столкнулся новоявленный предсе­ датель. Как выяснилось вскоре, солёновцы нечистоплотны не только в быту; они по уши увязли и в другой грязи, в той самой, которую принято называть омутом стяжа­ тельства. Здесь давно и прочно установился обычай — воровать, тащить с колхозных по­ лей и ферм все, что, как говорится, •плохо лежит. Причем в этих своих приобретатель­ ских инициативах солёновцы дошли до не­ слыханной наглости: большинство из них обзавелись ишаками, чтобы возами возить кукурузу, поми­ доры, корма, и проч. Эти злополучные ишаки и становятся первым яблоком раздо­ ра, первым серьезным конфликтом предсе­ дателя с колхозниками. Прознав, что солё­ новцы стали воровать не только ночью, но и совершают свои «ослиные рейды» средь бела дня, Виктор Николаевич берет дву­ стволку и — тоже средь бела дня! — в упор расстреливает двух ишаков. Солёновцы, естественно, не остаются в долгу: одни на­ чинают писать во все вышестоящие ин­ станции, вплоть до обкома, жалобы на са­ моуправство председателя; другие грозятся пристрелить его самого... Уже одна эта история с ишаками (а рас­ сказывается о ней в самых первых главах) дает нам все основания ожидать, что в дальнейшем развернется напряженное, ост­ роконфликтное повествование. Что ж, и в самом деле, всевозможных конфликтных ситуаций, острых коллизий, неожиданных сюжетных поворотов в повести Е. Карпова предостаточно. И — заметим сразу — в этом отношении она существенно отличается от «небесно-голубого» романа Г. Боровикова, где, по сути, кроме открыто декларирован­ ного конфликта со стихиями природы ника­ ких других столкновений, никаких противо­ борств нет. И за это автору «Бурунов», безу­ словно, следует воздать должное. Е. Карпов, в отличие от Г. Боровикова, не бежит от ре­ альных трудностей и противоречий, не сгла­ живает острых углов и уж тем более не пытается идеализировать быт и нравы опи­ сываемого им села. Автор «Бурунов» все вещи называет своими именами, прямо, не­ лицеприятно говорит о трудностях и не­ взгодах, которые порождены в селе отнюдь не вмешательством стихийных сил природы, но являются следствием других, не менее жестоких стихий, а именно — порочной практики руководства сельским хозяйством. Здесь, впрочем, следует сделать одну су-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2