Сибирские огни, 1985, № 8

Теперь между собой обходятся без крепких слов. Есть у нас одна прекрасная работ­ ница, но поскандалить — весьма горазда. Если в азарт войдет — ей хоть сам дирек­ тор рядом. Любая ссора требует взаим­ ности — в пустоту никто кричать не ста­ нет. Вижу, завелась: несется ко мне на всех парусах, думаю, держись. Юра. Она в крик, а я спокойно слушаю, она того больше, а я опять как ни в чем не бывало. Знаю, остынет, быстро, тогда и выясню, в чем дело. Говорит: «С тобой, мастер, и поскандалить нельзя». Или есть у нас такой слесарь, Михаил Худов. Специалист, каких поискать. Од­ нажды пресс остановился. Вызываю его на участок. Приходит. Вокруг пресса обошел и ко мне обращается: «Где поломка-то, мастер, что ремонтировать нужно?» Во­ круг рабочие стоят, притихли, насторожи­ лись, как я стану выпутываться. «Ты,— говорю,— дядя Миша, сколько лет в куз­ нице?» — «Да, почитай, всю жизнь».— «И все слесарем?» — «Кем же еще».— «Вот и прикинь, кому о поломке лучше знать — тебе, специалисту, или мне, масте­ ру, и кто кому подсказать должен»... Мастер соседнего термического участка Валентина Андреевна Федотовская женщи­ на статная, красивая, характер, чувствует­ ся, крутой... До термического была брига­ диром на участке обрезки облоя; она так отозвалась о коллеге; — Черноиванов будто родился для этой должности. Смотришь со стороны, и немно­ го завидно: идет себе по участку, как по собственной квартире. Всем улыбается, и ему улыбаются. Попросит — никто не от­ казывается, все делают. У нас участок мужской и обстановка деловая, а у ннх душевная. Случилось, работницу положили в больницу, и далеко, на другом конце го­ рода. Как на грех пошли во вторую смену, а там только вечерний прием. Юрий пред­ ложил: «Давайте одного человека отпра­ вим, а его норму выполним, сам к прессу сяду». — Зачем человек каждый день приходит на завод? — спросил меня как-то Юрий. — Работать, естественно. — Правильно, А мы ему, случается, мешаем. — ?! — И не удивляйся, все обычно. Самый свежий пример. Обрезчице Любови Ива­ новне Митрошкиной понадобился стройма­ териал для ремонта дома. Был у нее, знаю — лес действительно нужен. А теперь представь процедуру: Она пишет заявле­ ние, мы создаем цеховую комиссию, едем на место, собираем заседание, выносим решение, отдаем ей выписку, она с выпи­ ской идет к заместителю директора по снабжению, от него в бухгалтерию... На каждом этапе люди занятые, приемные часы и так далее. Какая ей работа, только и будет отпрашиваться да бегать от одно­ го к другому. — И где же выход? — Люди завели, людям и изменять та­ кой порядок. У нас в смене теперь иначе — пишет человек заявление, а дальше моя забота. По делам производства все равно встречаемся с начальством, заодно и лич­ ный вопрос решим, а женщина спокойно работает... От руководства цеха я слышал, и другие мастера рассказывали, что у Юрия от это­ го дел выше головы, но скоро понял его простую логику: ты к человеку с заботой, он — в десять раз больше сделает. А в итоге — выигрывает главное дело. Или другой пример: получает человек зарплату, а в ведомости сумма поменьше, чем ожидалось. Бежит он в бухгалтерию — шум, гам, нервотрепка. На участке обрезки облоя порядок другой. Смена закончилась, каждый знает, сколько он сегодня зарабо­ тал, получил зарплату, мастер подойдет поинтересуется. Доволен? Все в порядке. Не доволен — объяснит. Самому непоня­ тно — сходит р экономистам, в бухгалте­ рию... Ветеран цеха, экономист Екатерина Ил­ ларионовна Артемова поначалу удивля­ лась: — Ты почему, Черноиванов, по всем вопросам сам ходишь? — Я за себя прошу? — Тем более, — , у каждого свои ноги есть. — Они на нас с вами работают, продук­ цию выдают, заводу план делают — значит, нам о них и заботиться. И вам удобнее со мной все вопросы решать. — Оно, конечно, так... — А раз всем удобнее, зачем делать по-другому? Одно неукоснительное правило всегда отстаивает Черноиванов. Сам он его фор­ мулирует так: «Заработал человек — дол­ жен получить все, что ему причитается. Ты раз обманул, в другой раз он не поверит или сработает спустя рукава, лишь бы отвязаться». — Я когда мастером Начинал, одна исто­ рия вышла. Попросил наладчика остаться после смены на срочную работу и пообе­ щал ему 25 рублей. Сделал парень на со­ весть, а по расценкам из фонда мастера оказалось — могу выплатить не больше пятнадцати рублей. Пришлось добавлять из своих. Он об этом до сих пор не знает, а мне хороший урок, но слово свое сдер­ жал. Однажды тяжело заболел наладчик. Срочно потребовалось курортное лечение. Черноиванов в завком. Обговорили сроки. Подошло время получать путевку. Воз­ вращается наладчик грустный. Юрий к нему: — Что случилось? — Отдали другому. — Ладно, работай, я пойду разберусь. Как оно решалось, известно Черноива- нову и работникам завкома, но наладчик поехал лечиться. Я сгшосил Юрия: — Понимаю, принципы, но люди есть люди, не все, наверное, так гладко?.. Он подумал, видно, с трудом припоминал инцидент: — Один молодой парень пообещал мне и... То ли сам забыл, то ли решил — я забуду Дело пустяковое. Прошло время, подхожу: «Я тебя хоть раз обманул?» — «Нет,— говорит,— не упомню».— «А я за­ помнил, и как теперь мне в глаза смотреть 5 Сибирі:кие огни 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2