Сибирские огни, 1985, № 8

долгожданное: «Пришла»,— Дидук вылетел в Салехард. Перегрузить установку с железнодорож­ ной платформы на баржу оказалось делом не простым. А пока «Север-1» приплыл от Лабытнанги в Надым, прошел еще месяц. И вот наконец «Север-1» приехал на по- воротку, где сваривают трубы в плети. Там установка отлично «отпахала» 600 стыков. Окрыленный успехом, Дидук стал готовить машину к переброске на трассу. Он был уверен, дадут «Северу» добрый участок трассы, чтоб без помех обкатать машину, вывести на режим. Как видно, он забыл о стычках с Рикошетовым и «вышестоящими». Да они не забыли. Получив от Дидука телеграмму из Пскова: «машина отгружена», главный ин­ женер треста созвал техсовет, на котором решили для установки «Север-1» выделить прямой и ровный участок трассы. Но один руководящий товарищ, уязвленный «излиш­ ней» самостоятельностью и напористостью Дидука- («письмо накатал 'министру!..» до­ говор с институтом заключил!,.»), перечерк­ нул гуманное решение техсовета, сказав: — Нечего создавать тепличные условия. Пусть, как у всех. На равных. По гладкому да прямому и без машины хорошо, а вот по болотцу... И указал перстом на заболоченный, кри­ вой участок трассы. Вспыхнул Дидук. Свирепо ругнулся про себя. Но на поклон не пошел: «Перешагнем и это...» 2 ноября 1983 года «Север-1» сварил первый стык на трассе. Предскадания не­ другов не сбылись: машина взяла старт уверенно и четко. И дело пошло. Окутанная сверкающим потоком искр, грохочущая — она заглатывала и заглатывала огромные трубы, наращивая бесконечное стальное тело газопровода Уренгой—Центр-1. Километр. Второй. Третий.. Полюбоваться работой диковинной ма­ шины собирались сварщики со всего участ­ ка Приезжали целые делегации зарубеж­ ных специалистов, работающих, в Надыме. Экспансивные французы кричали: — Браво, Дидук!.. Ликовал Дидук. Радость удесятеряла си­ лы. Днем и ночью был он на установке. Шапка заломлена набекрень. Полушубок расстегнут. Шея и грудь не прикрыты от ветра. Торжествовал Дидук. Но в душе копи­ лась тревога. Чуял бригадир приближение •катастрофы. «Вот сейчас что-нибудь замк­ нет, сорвется, лопнет, и машина умрет. На­ валятся злопыхатели...» Пять километров газопровода сварила новая установка. Пять победных километ­ ров. 600 стыков из 5000 намеченных пла­ ном на сезон. Пять километров. Шестьсот стыков. И... стоп машина. Лопнуло сальниковое кольцо. Потом вы­ шел из строя редуктор. И пошло-поехало. Кувырком да под гору. В чем-то оказались повинны конструкторы, что-то недоделал завод. А зарплату рабо­ чим платят с выработки, за сваренные стыки. Настроение в бригаде резко пошло на спад. Вот когда сочлись с ним те, чьим мне­ нием пренебрег Дидук, прорываясь к новым рубежам. — А я ЧТО' говорил? — саркастически во­ прошал Рикошетов, едва заходила речь о Дидуке. Другой руководящий товарищ со всех трибун призывал помогать Дидуку, под­ держивать его,, а сам молча взирал на то, как бригаде, в общем-то, мешали .рабо­ тать. Сперва у Дидука увезли в другую брига­ ду центратор, специально подогнанный для работы на «Севере». — «Там хоть один стык в сутки, но варят, а у тебя ни шиша». Потом .забрали опытных ручников- электросварщиков, занятых на проходах углов поворота. «Временно. Пустишь ма­ шину — вернем». Но не вернули. — Кто же будет заваривать криволиней­ ные участки и углы поворота? — возмутился Дидукі. — А ты научи свою расчудесную машину. Затем у бригады отняли вахтовый авто­ бус, и рабочие были вынуждены в любой мороз ездить на трассу в грузовом авто­ фургоне... В ремонте занедужившей установки «Се­ вер- 1» Дидуку помогали ученые из институ­ та им. Патона, специалисты с псковского .завода. Ради этого они прилетали в Надым за тысячи километров. Зато инженерные силы треста Севертрубопроводстрой палец о палец не ударили, чтобы помочь попавшей в беду бригаде. За лйбым нужным бол­ том, за каждой гайкой Дидуку приходи­ лось мчаться в Надым, за 150 километров по зимнику. Трест упорно не выделял средств, поло­ женных на освоение новой техники, и за­ работок у рабочих бригады Дидука стал значительно ниже, чем у других трассо­ виков. Когда становилось.невмоготу, когда каза­ лась, что больше не выдержит и капитуля­ ция неизбежна, Дидук собирал рабочих своей бригады, выкладывал им все начисто­ ту и в заключение спрашивал: — Как будем дальше, ребята? .Откажем­ ся?.. Попятимся?.. Или... И сразу поднимался бригадный парторг Сланевский. Не оратор он: говорил не очень складно и не шибко громко, но убежденно и напористо: — Ты уж, Павлович, нас не обижай. Вместе ведь решали браться за гуж... Так что, не оглядывайся. Жми до победы!.. Поддержка родного рабочего коллектива придавала Дидуку новые силы, укрепляла его веру в победу... Желая выйти из-под железной, недоброй опеки Рикошетова, Дидук выдвинул очень разумное предложение: выделиться из СМУ-б, создав самостоятельный хозрасчет­ ный участок по освоению новой техники со своей поворотной и БТС (трубосварочной базой). — Не пройдет! — категорично отмел это предложение Рикошетов.— Не дам ло­ мать налаженную схему. А не нравится — уходи! — Нет! — ответил Дидук. — Я не уйду. Дойду до первого секретаря обкома партии, но не уйду! Не сдамся!.. Он не сдастся. Это точно. Не тот характер.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2