Сибирские огни, 1985, № 8
долгожданное: «Пришла»,— Дидук вылетел в Салехард. Перегрузить установку с железнодорож ной платформы на баржу оказалось делом не простым. А пока «Север-1» приплыл от Лабытнанги в Надым, прошел еще месяц. И вот наконец «Север-1» приехал на по- воротку, где сваривают трубы в плети. Там установка отлично «отпахала» 600 стыков. Окрыленный успехом, Дидук стал готовить машину к переброске на трассу. Он был уверен, дадут «Северу» добрый участок трассы, чтоб без помех обкатать машину, вывести на режим. Как видно, он забыл о стычках с Рикошетовым и «вышестоящими». Да они не забыли. Получив от Дидука телеграмму из Пскова: «машина отгружена», главный ин женер треста созвал техсовет, на котором решили для установки «Север-1» выделить прямой и ровный участок трассы. Но один руководящий товарищ, уязвленный «излиш ней» самостоятельностью и напористостью Дидука- («письмо накатал 'министру!..» до говор с институтом заключил!,.»), перечерк нул гуманное решение техсовета, сказав: — Нечего создавать тепличные условия. Пусть, как у всех. На равных. По гладкому да прямому и без машины хорошо, а вот по болотцу... И указал перстом на заболоченный, кри вой участок трассы. Вспыхнул Дидук. Свирепо ругнулся про себя. Но на поклон не пошел: «Перешагнем и это...» 2 ноября 1983 года «Север-1» сварил первый стык на трассе. Предскадания не другов не сбылись: машина взяла старт уверенно и четко. И дело пошло. Окутанная сверкающим потоком искр, грохочущая — она заглатывала и заглатывала огромные трубы, наращивая бесконечное стальное тело газопровода Уренгой—Центр-1. Километр. Второй. Третий.. Полюбоваться работой диковинной ма шины собирались сварщики со всего участ ка Приезжали целые делегации зарубеж ных специалистов, работающих, в Надыме. Экспансивные французы кричали: — Браво, Дидук!.. Ликовал Дидук. Радость удесятеряла си лы. Днем и ночью был он на установке. Шапка заломлена набекрень. Полушубок расстегнут. Шея и грудь не прикрыты от ветра. Торжествовал Дидук. Но в душе копи лась тревога. Чуял бригадир приближение •катастрофы. «Вот сейчас что-нибудь замк нет, сорвется, лопнет, и машина умрет. На валятся злопыхатели...» Пять километров газопровода сварила новая установка. Пять победных километ ров. 600 стыков из 5000 намеченных пла ном на сезон. Пять километров. Шестьсот стыков. И... стоп машина. Лопнуло сальниковое кольцо. Потом вы шел из строя редуктор. И пошло-поехало. Кувырком да под гору. В чем-то оказались повинны конструкторы, что-то недоделал завод. А зарплату рабо чим платят с выработки, за сваренные стыки. Настроение в бригаде резко пошло на спад. Вот когда сочлись с ним те, чьим мне нием пренебрег Дидук, прорываясь к новым рубежам. — А я ЧТО' говорил? — саркастически во прошал Рикошетов, едва заходила речь о Дидуке. Другой руководящий товарищ со всех трибун призывал помогать Дидуку, под держивать его,, а сам молча взирал на то, как бригаде, в общем-то, мешали .рабо тать. Сперва у Дидука увезли в другую брига ду центратор, специально подогнанный для работы на «Севере». — «Там хоть один стык в сутки, но варят, а у тебя ни шиша». Потом .забрали опытных ручников- электросварщиков, занятых на проходах углов поворота. «Временно. Пустишь ма шину — вернем». Но не вернули. — Кто же будет заваривать криволиней ные участки и углы поворота? — возмутился Дидукі. — А ты научи свою расчудесную машину. Затем у бригады отняли вахтовый авто бус, и рабочие были вынуждены в любой мороз ездить на трассу в грузовом авто фургоне... В ремонте занедужившей установки «Се вер- 1» Дидуку помогали ученые из институ та им. Патона, специалисты с псковского .завода. Ради этого они прилетали в Надым за тысячи километров. Зато инженерные силы треста Севертрубопроводстрой палец о палец не ударили, чтобы помочь попавшей в беду бригаде. За лйбым нужным бол том, за каждой гайкой Дидуку приходи лось мчаться в Надым, за 150 километров по зимнику. Трест упорно не выделял средств, поло женных на освоение новой техники, и за работок у рабочих бригады Дидука стал значительно ниже, чем у других трассо виков. Когда становилось.невмоготу, когда каза лась, что больше не выдержит и капитуля ция неизбежна, Дидук собирал рабочих своей бригады, выкладывал им все начисто ту и в заключение спрашивал: — Как будем дальше, ребята? .Откажем ся?.. Попятимся?.. Или... И сразу поднимался бригадный парторг Сланевский. Не оратор он: говорил не очень складно и не шибко громко, но убежденно и напористо: — Ты уж, Павлович, нас не обижай. Вместе ведь решали браться за гуж... Так что, не оглядывайся. Жми до победы!.. Поддержка родного рабочего коллектива придавала Дидуку новые силы, укрепляла его веру в победу... Желая выйти из-под железной, недоброй опеки Рикошетова, Дидук выдвинул очень разумное предложение: выделиться из СМУ-б, создав самостоятельный хозрасчет ный участок по освоению новой техники со своей поворотной и БТС (трубосварочной базой). — Не пройдет! — категорично отмел это предложение Рикошетов.— Не дам ло мать налаженную схему. А не нравится — уходи! — Нет! — ответил Дидук. — Я не уйду. Дойду до первого секретаря обкома партии, но не уйду! Не сдамся!.. Он не сдастся. Это точно. Не тот характер.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2