Сибирские огни, 1985, № 8
доделок. Дидук явился на завод в разгар испытаний третьей машины. Работала она плохо: не снимала внут ренний град (застывшие капли расплавлен ного металла). Несколько -дней Дидук приглядывался к работе испытателей, а потом попросил: — Дайте-ка, я поработаю. — Кто такой?.. Откуда свалился? — на смешливо спросили его. Дидук встал <.^во фрунт» и во всю мощь недюжинного голоса отрапортовал: «Брига дир сварщиков треста Севертрубопровод- строй Борис Дидук». Рабочие засмеялись. — Значит, с Севера? — спросил бригадир испытателей. — С Крайнего,— уточнил Дидук.— Не доходя две версты до полюса. Вокруг снова засмеялись и приняли Ди- дука в свою артель. Два дня работал Дидук на установке, меняя режим и напряжение, и наконец вы сказал предположение, что машина неточно сцентрована. — Разрешите, попробую, сцентрую на глаз. Разрешили. ■ Крановщица мостового крана еле по спевала выполнять команды неугомонного Дидука. А тот перебегал с места на место и то жестом, то колокольно звучным го лосом командовал: — Влево, Надюша!.. Еще чуть-чуть!.. Вира, Наденька! Вира!.. Стоп!.. Темно-каштановые пряди прилипли ко лбу. Подсмугленные ветром и солнцем ще ки блестели от пота. Воротник рубахи рас стегнут. По крепкой, дочерна загорелой шее медленно скатывались тяжелые соленые капли. Крановщица Надя не выдержала. — Когда перекур. Боря? — Меньше куришь, дольше живешь, На дюша! Подай трошки вправо... Хорош!.. Заново спентированная Дидуком машина стала снимать «град». Обрадованный главный инженер завода затащил Дидука в свой кабинет и торжест венно доложил об успехе своему министер ству. Неожиданно он протянул телефонную трубку Дидуку. — Держи, Боря, с тобой хочет погово рить заместитель министра. — Здравствуйте, вы— Дидук? — Да. — Из Уренгоя? — Из Надыма. Но это все равно. — Понравилась машина? — Очень. Здорово варит!.. Он расхваливал машину, хотя знал: чтоб та заработала по-настоящему, при дется попотеть, устраняя заводские недо делки. Многие узлы и детали были сдела ны неряшливо, не до конца выверены и подогнаны. А суровые трассовые условия еще усложнят доводку машины. Но дово дить и испытывать ее надо только в поле, на трассе: «тяжело в учении — легко в бою». И Дидук спешил вырвать «Север-1» из тепличной цеховой атмосферы, кинуть на мороз, на ветер, пропустить через горнило трассовых невзгод, выявить и устранить все просчеты конструкторов и машиностро ителей, чтобы, став серийным, «Север-1» был неуязвим. Дидук знал: впереди его ждут не апло дисменты и премии, а попреки и нарекания Рикошетова и других противников машины. Формально заслуженные упреки: новинка наверняка наворочает много браку, не раз сломается. Посыплются простои. Покачнет ся заработок рабочих бригады. Но откажись он сейчас от этой машины, завод будет ее доводить и испытывать еще год, а то и полтора: над ними не каплет. И опять электросварщикам на снегу лежать, под полярным ветром ежиться. Поэтому: «Дотянем. Доведем. Заставим работать». Из Пскова Дидук вместе с начальником своего участка А. И. Панченко улетел в Киев, к тем, кто изобрел «Север-1»,— в институт электросварки, к Патону. Узнав, что в приемной сидит Дидук, ди ректор института Б. Е. Патон попросил сво его заместителя принять зарубежную деле гацию, а сам поспешил навстречу гостю из Надыма. — Я знаю. Боря, вы— ас. Вот давайте и поговорим начистоту. Почему наша ма шина за рубежом работает, и здорово ра ботает! Иначе бы японцы ее не купили. А у нас не работает... — Ну, во-первых...— раздумчиво загово рил Дидук,— завод подходит к изготовле нию машины не с той мерой ответственно сти. Позволяет себе много натяхкек, проше говоря,— халтурит! А, во-вторых, хромает организация дела. Эту машину мало лю бить, ее надо ласкать... — И все-таки, чего-то наши конструкто ры, наверное, не доделали? .— Я вам отвечу после того, как машина поработает на трассе. В клетке и тигр кажется кошкой... Патон повольно засмеялся: — Рад, что машина попала в надежные руки мастера!.. Может, есть просьбы... — Есть,— тут же откликнулся Дидук.— Нам бы еще одну установку. Две-то лучше обкатывать. Можно сопоставлять. Обмени ваться опытом... — Считайте вопрос решенным. А знаете, что? Давайте-ка между вашей бригадой и нашим институтом заключим договор о дружбе и взаимопомощи. И появился на свет договор. Бригада обязалась добиться максимальной пр.оизво- дительности «Севера-1», а институт — повысить надежность узлов и механизмов установки, постоянно ее модернизировать. Подписали документ бригадир и академик. И снова Дидук в Пскове. Целый месяц ушел на то, чтобы упаковать и отгрузить «Север-1» в Надым. Установка весила 25 тонн, стоила более полумиллиона рублей, и надо было так упаковать дорогого тяже ловеса, чтоб никакие перегрузы ему не повредили... — Ты бы. Боря, отдохнул перед трас сой,— посоветовала жена.— Возьми пу тевку... — Отец говорил: «Лучший отдых — рабо та по душе». Коли работа ладится — душа поет, а тело радуется. Выведу «Север» на трассу, сварю тысчонку стыков, тогда и об отдыхе можно подумать... Каждый день он звонил на станцию Ла- бытнанги (под Салехардом): «Не пришла ли установка?» Когда в ответ прозвучало
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2