Сибирские огни, 1985, № 8
в вагон-городке «трубачей> Козловым выделили сперва полбалка (шесть квад ратных метров) на четверых, потом целый балок (двенадцать квадратов). Когда до чери подросли, Козлов смастерил себе хи бару, попросторней и потеплей. В ней он прожил много лет, работая то на поворот- ке, то на трассе. . , В работе он'как кавалерист в седле' мо лодцевато подтянутый, энергичный, лихой. И неуемный. Товарищи по бригаде не помнят случая, чтоб Александр Дмитри евич посетовал на усталость. Иногда его отрывают от любимого дела, поручая что-нибудь крайне неотложное' и нужное. Целую зиму провозился он, например, «доводя до ума» БТС (трубо сварочную базу). Кто только ни прини мался за эту махину, но никому не удалось «оживить», превратить в действу ющую заснеженную груду металлокон струкций и механизмов. А Козлов оживил, вывел на режим, и, едва БТС заработала, снова за электрод — «варить» трубу. — Ты не гляди, что труба стальная,— поучал он как-то молодого электросвар щика.— Стальная, но не мертвая. Вот и подходи к ней, как к живой. Слушай ее дыхание, голос ее слушай. Как сойдется она с огнем, вот тут и забудь про все про чее. Паси свою огненную змейку, не дай ей с желобка спрыгнуть. "Надо, чтоб ладил огонь со сталью. Бежали чтоб они в ногу, в одном направлении. А ты меж ними — коренником... Да, в нем живет поэт — неведомый, не раскрытый. И когда' не волнуется, да еще под настроение, Козлов говорит образно и ярко, даже возвышенно... Мало кто имеет подлинное представле ние о работе электросварщиков — строи телей заполярных газопроводов.,. Пред ставьте ослепительно' белую волнистую равнину тундры. Ни горушки на ней при метной, ни впадинки, ни доброго лесу, ни крепкого перелеска. Никаких преград се верному ветру. Вот он и ломит, и прет безудержно от Ледовитого, набирая и на бирая силу и скорость. А мороз где-то вокруг сорока юлит. На таком холоде ветер становится жгучим и жестким, как наждак. Мазнет по лицу — и побагровели щеки. Сграбастает руки — и те мертвеют. Любая одежда кажется недостаточно плот ной. Поработай-ка двенадцать часов на таком ветру да половину из них лежа на снегу — поймешь тогда, за что платят се верную надбавку!.. Иногда, воротясь с трассы, электросварщик, чтобы согреться, выпивает сразу пять-десять стаканов го- рячущего чаю. И только после этого при нимается за ужин. Кто работал на северных трассах, тот знает... Едва отогрелся, поел, и тут же на плывает сон Накатывает. Наваливается. Вяжет по рукам и ногам. Стреножит рас судок. Путает язык. Смыкает веки. Никто не в силах противиться ему. И едва по ужинав, Козлов нога за ногу брел к кро вати и, не раздеваясь, валился на,постель. Но часа через полтора, когда товарищи по балку (если это случалось иа трассе) или домочадцы (если был дома) спали непро будным сном, Александр Дмитриевич поднимался, споласкивал лицо холодной водой и подсаживался к столу. До глубо кой ночи, а бывало, и до рассвета гор бился над чертежами и расчетами: подгонял к условиям Севера заводскую технику или изобретал. Его талант и усердие не вдруг, но все- таки проросли доброй славой. Его фами лия замелькала на страницах газет, в при казах и распоряжениях по тресту , главку, министерству. И тогда же, вместе со зва нием изобретателя прилепилось к нему обидное «чудик». Первопричиной прозвища явилось поразительное его бескорыстие. Отвоевывая права гражданства изобре тению, Козл'ов никогда не задавался воп росом; «Что я буду с этого иметь?»,— его занимало лишь одно — как бы поско рей да понадежней внедрить в производство свою новинку- — Не понимаю тебя, Саша,— сказал ему однажды приятель.— Ты что, миллионер? Твое дело — поскорее запатентовать изо бретение, схлопотать премию, а уж внед рением пусть .занимаюся те, кому поло жено. Иль тебе не нужны деньги? — Ах, деньги... деньги! — Козлов помор щился и, будто смиряя головную боль, долго и энергично растирал ладонью высо кий лоб.— Что деньги? Пришли и ушли... Без них, конечно, скучновато. Но сделать их смыслом жизни?.. Нет! Нет, Ваня! Ни деньги, ни награды не переживут челове ка... Только дела То, что оставил людям... Как ИИ изворачивайся, как ни крутись, в сутках было и будет всего 24 часа. 12 из них съедала работа, два часа уходило на дорогу — к месту работы и обратно, столько же на мытье-бритьс-питание, 2— 3 часа поглощало изобретательство. На сон и отдых оставалось всего 5 часов. Но если бы в сутки Козло'в спал не пять, а три, два часа, все равно у него не хватило бы времени для себя, для личных инте ресов н нужд. Для премирования лучших изобретате лей министерство выделило ' несколько ав томашин «Волга» В списке значился и Козлов. Но он так увлекся изобретением труборезной машины, что на время и о «Волге» забыл — не напомнил, не позво нил, не попросил. И уплыла красавица «Волга» в руки более расторопного и практичного изобретателя... От заместителя министра до начальника СМУ— все и не раз обещали Козлову квартиру: на каждом его заявлении кра суется размашистая, решительная, кате горично неоспоримая резолюция. Но про- иіло 12 лет, а квартира так и не появилась. Выросли, выучились, вышли замуж обе дочери. Пришлось Козлову к своему балку прилепить еще два крохотных закуточка. В одном ютится старшая дочь с мужем и ребенком. В другом младшая с мужем и ребенком. Получается по 3 квадратных метра на душу, а ведь все шестеро взрос лых — строители и все работают в тресте Севертрубопроводстрой. — Когда ты собой-то займешься?! — не раз сердито выговаривала ему жена. — Столько домов строит трест, а мы две надцать лет на птичьих правах. Неужели не заслужил? Тебе же положено!.. — Ну, чего ты нервничаешь, Оля? —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2