Сибирские огни, 1985, № 8
ОЧЕРК И ПНБМЛШЯСТѴІКА СИБИРСКИЕ ОГНИ в НЕФТЛНВМ ПРИОБ№ К. Лагунов Т Р У Б А Ч И По природе я — оптимист, всегда верю в лучшее. Но порою жизнь так развернет и тиснет, что не хочешь да захандришь. И сразу полезут в глаза все пятна и трещины бытия, вспомнятся обиды, несбывшиеся меч ты. Полагаю, подобное переживают многие и всяк по-своему отбивается от напасти. На своем веку я перепробовал немало средств против хандры, прежде чем нашел, нако нец, самое безотказное и самое результа тивное— поездку на Север; в Нижневар товск, или в Надым, или куда-нибудь еще поглуше, где только-только «проклевыва ются» новый поселок, промысел, стройка. Чаще всего — на трассу строительства газо проводов, к «трубачам» — так называют тех, кто в тундре и тайге прокладывает тысячекилометровые трубопроводы, по ко торым нефть и газ подаются во все концы нашей великой страны и за ее пределы. «Трубачи» — это тысячи рабочих самых разных специальностей. Среди них есть, ко нечно, бракоделы и летуны, рвачи и выши балы длинных рублей. Но они — крошечное родимое пятно на могучем и прекрасном теле исполинского рабочего коллектива. И не они олицетворяют современного рабоче го — строителя северных трубопроводов. Как-то в Надыме и Новом Уренгое побы вал коммерческий директор западногерман ской фирмы «Маннесман» Дитер Майер. Приезжал посмотреть, как в суровых ус ловиях Севера ведут себя знаменитые ман- несмановские трубы большого диаметра. Приезжал посмотреть на трубы, а заглядел ся на тех, кто из этих труб строит газопро воды. Вот что сказал Майер корреспонден ту «Недели»: — Я никогда прежде не видел таких лю дей, я никогда не предполагал, что можно работать с таким энтузиазмом. С такой отдачей. Так самоотверженно. Рассказали бы раньше — не поверил! Это истинные пи онеры Сибири, ее первопроходцы! Необык новенные люди! Посмотрите, как они жи вут, как работают. Мороз минус шестьде сят, а они хоть бы что — делают свое дело. В снегу по пояс. В пургу. А летом — боло та, мошкара. Это фантастика... А вот что говорит о товарищах по ору жию ветеран «трубачей», бывший началь ник Главсибтрубопроводстроя, ныне началь ник управления Миннефтегазстроя, потом ственный сибиряк Николай Иванович Кур батов: — Из всех строительных подразделений Севера первыми, безусловно, являются на ши трассовики — люди железной воли, не показного мужества и поразительной граж данской зрелости... Помню, в шестьдесят седьмом... Тогда я был главным инженером е м у в Сургуте... Гнали мы первую'нитку нефтепровода Усть-Валык —Омск. Торопи лись закончить до ростепели. Чуяли, еще день-два, и грянет оттепель, потекут зимни ки — конец трассе. Подошел Первомай — никто не попросился домой на праздник. Первого и второго мая мы работали круг лые сутки, при кострах. Под утро третьего мая сварили 'последний стык — и хлынул дождь... Я давно знаю и глубоко уважаю этого че ловека. Неброского с виду, что называется негромкого.^ Очень спокойного, уравнове шенного, а главное —кристально честного. Невысокий, худощавый, в больших очках, он напомнил мне чеховского интеллиген та — чуть смущенного, вроде бы неуверен ного, словно раненного жизнью. Но это лишь внешнее сходство. По характеру, по сути своей, по размаху Николай Ивано-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2