Сибирские огни, 1985, № 8
лит, и скребет душу: «Дети выросли, сына женить надо, ^ для дочери пора приданое собирать, а у нас все не так, как у людей того нету совсем, да и этого тоже немного...» И обязательно скажет, что соболей и выдр, добытых мною, мало, что ворс их не так блестящ, что не мешало бы добыть хотя бы с десяток бобров, нашел же их Керем из рода Ко- бяк... И все хает и хает — и мясо-то я с охоты приношу тощее, ни жира, ни костей мозговых, и рыба, которую я поймаю, невкусная. «А все почему? А все потому, что ленивый ты! Вот заночуешь в тай ге, а под спиною у тебя сучок окажется, так ты всю ночь крутиться на нем будешь, переворачиваться с боку на бок. А подняться да выбросить этот сучок — этого тебе даж е и в голову не придет, ведь леныматушка раньше тебя родилась! И что я только думала? Лучше бы вышла за Ке- рема из рода Кобяк. Кобяки многочисленны, уважаемы , и скота много, и достаток во всем, не чета твоим Очы, просто — никакого сравнения. Ну что у тебя есть, что? Только что смолоду красивый был... Так теперь и того нет — сморщился, утоптался, хмурый всегда...» Эх жена, жена!.. Уж и люди про тебя говорить стали: «Что это нынче не слыхать Ай-Билдирлу, не звенит ее голосок, как молоток об наковальню?»—«Так ведь нынче Болота нет дома, ругать ей некого!» Глаза бы не смотрели на такую женщину. Все бы отдал, лишь бы убе жать от нее подальше... А здесь... Тепло, мягко, покойно... Л ежи себе, сколь душа пожелает. Может быть, сам бог Ульгень сжалился, смилостивился над тобой, ■ го ремыкой, и даровал это мягкое ложе, это теплое жилище?.. Однако хорошо, что лыжи остались т а м . Найдет их кто-нибудь т а ім, узнает, чьи они, и отнесет сыну Солоон- Мергену. С такими лыжами гіе стать охотником — грех и позор. Вот и пойдет по следам отца Солоон-Мерген, имя свое — Меткий Стрелок — оправдает... А о дочери стоит ли беспокоиться? Уйдет в чужую семью, там ее прокормят... И обо мне некому помнить. Разве что опечалится Ш елковая Кисточка моя — Торко-Чачак. Ее, статную милую девушку, просватали родители за десятилетнего сопляка, сказали: «Камень дол жен лежать там, куда его бросили,— девушка должна жить там, куда ее отдали». Видите ли, семье свекра понадобилась работница, а ждать, пока сыночек вырастет, долго. Некогда ждать. Вот она. Шелковая Кис точка, и вывешивала на прясло овчину — будто бы для просушки, а значило это, что Болот сегодня может заглянуть к ней, никто не по мешает... Так дни проходили за днями, Ни жарко Болоту, ни холодно, ле жит и усталость его не берет, и голод не томит, и до ветру не хочется. Днями спит, поскольку нечего разглядывать в пустом небе, а ясными ночами глаз не сводит с круглого проема, отмечая про себя — когда и к акая звезда появляется. И думает охотник Болот из рода Очы. И думает много. Чего только не взбредет в голову, когда нечем заняться! Думает Болот — как устроен мир, в чем его сущность, вспоминает людей, с ко торыми встречался, чем они живут, в чем их радость и горе? И сам он. Болот из рода Очы, зачем жил и живет? И, главное, в чем же смысл этой жизни?.. Великая птица Улу спала спокойно, безмятежно. Однако в послед ние дни по временам стала подрагивать, встряхиваться и сонно кру- хать — голос пробовать. Видно, скоро проснется. «Нет, нет, до этого еще долго. Так долго, что и не дождаться!» Вот уже и лицо жены Ай-Билдирлу смутно и редко появляется в пам.яти. «Пусть забывается,—дум ал Болот, зажим ал уши, зажмуривал ся, точно от удовольствия,— хорошо-то как! Пусть хоть лопнет — не найти ей меня! Разве только большого шамана попросит. Он-то узнает, 99
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2